Пояснительная записка к учебнику Биология для 8 класса основной общеобразовательной школы
Лаборатория знаний
Вконтакте YouTube
+7 (495) 789-30-40
Каталог
Поиск книг
Электронные приложения
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Стихи о нас

Богатство
Идей,
Новизна,
Оптимизм и
Мудрость
Рождению гениев пусть помогает трудность.

Трудности эти уже превратились в смыслы.
Борьба,
Интерес,
Наука,
Ответственность,
Мысли…

Тивикова С.К., зав. каф. начального образования НИРО

Партнёры



Городской проект "Школа Новых Технологий"

Образовательный холдинг Развивающе Обучение

Издательство «Ассоциация 21 век»














Пояснительная записка к учебнику Биология для 8 класса основной общеобразовательной школы

Учебник «БИОЛОГИЯ» для 8 класса входит в состав учебно-методического комплекта (УМК) по биологии для учеников 6 – 9 классов общеобразовательной школы.

В его концепции заложены научность, гуманизм, историзм, связь биологии с другими отраслями знания, системно-структурный подход к обучению биологии. Он последовательно формирует у учащихся основополагающие биологические и экологические понятия, закладывает представление о живом и об общих признаках жизни.

В состав УМК для каждого класса входят:

  • Учебник биологии.
  • Рабочая тетрадь для учащихся.
  • Методическое пособие для учителя.
  • Набор электронных приложений на компакт-диске «Электронные материалы к урокам биологии».
  • Книга для дополнительного чтения по биологии.

Перечисленные издания находятся в редакционной подготовке и составляют первую часть полной «линейки» УМК, обеспечивающего изучение курса биологии с 6 по 9 класс.

Данный УМК ориентируется на Стандарты основного общего образования по биологии, Базисный учебный план (федеральный компонент) общеобразовательной школы 2004 г.

Следует отметить, что все основные принципы, составляющие учебный, учебно-практический, учебно-методический сегменты представляемого УМК, полностью согласуются с концепцией образовательного стандарта и примерной программы.

В пояснительной записке к Примерной программе по биологии для основной школы отмечено: «Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников». Принцип соответствия примерной программе строго выдержан в содержании учебника и всего УМК.

В школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, самостоятельного стиля мышления. Достижения биологической науки и изменения в окружающем мире предъявляют к школьному биологическому образованию требование сформировать у подрастающего поколения биологическую грамотность, экологическую культуру.

Согласно ФК БУП, в основной школе предмет «Биология» изучается в 8 классе в объеме 70 учебных часов. На это количество часов и рассчитан объем учебника «Биология» для 8 класса.

В 6 классе учащиеся получили общие представления о строении и жизнедеятельности растительных клеток, возникновении в ходе эволюции разнородности в их строении и выполняемой функции, приведшей к образованию тканей, изучили системы органов и их взаимное функционирование, обеспечивающее рост, развитие и размножение растений.

В 7 классе учащиеся познакомились с системами Царства Растений, изучили особенности строения и жизнедеятельности растений, начиная с отделов и заканчивая классами и основными семействами, знакомятся с основными этапами развития растительного мира в процессе эволюции.

В 7 классе в процессе изучения зоологии учащиеся познакомились с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю разви­тия животного мира.

У учащихся сложились представления о целост­ности животного организма как биосистемы, взаимосвязях ме­жду органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной си­стемой; что животные связаны с окружающей средой.

Учащиеся узнали, что строение, жизнедеятель­ность и поведение животных имеют приспособительное зна­чение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного харак­терны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. Учащиеся познакомились с ролью животных в природе и жизни человека, необ­ходимостью их рационального использования и охраны животно­го мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отра­жающую длительную эволюцию животных, материал в учебнике излагался в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

Школьный курс биологии «Человек и его здоровье» имеет комплексный характер, вклю­чает основы различных биологических наук: морфологии, анато­мии, гистологии, эмбриологии, физиологии, гигиены.

При изложении материала авторы опирались на терминологический аппарат, введенный в учебниках «Биология-6» и «Биология-7». В первую очередь это касается описательных анатомических и цитологических терминов. Авторы также опираются на первичное знакомство с функциями животного организма (дыхание, пищеварение, кровообращение, обмен веществ и др.), которое также состоялось при изучении биологии в 6-7 классах. В 8 классе этот материал раскрывается более подробно в приложении к организму человека. На этой основе авторы последовательно рассматривают базовые принципы нервной и гуморальной регуляции физиологических процессов. Отдельная глава посвящена особенностям поведения человека и высшей нервной деятельности.

С практической точки зрения курс «Человек и его здоровье» знакомит учащихся с правилами оказания первой помощи при травмах, кровотечениях, отравлениях, удушье, ожогах; освещает различные аспекты и принципы здорового образа жизни. Большое внимание уделено организации правильного режима питания, сна и отдыха; профилактике инфекционных заболеваний, соблюдению правил гигиены труда в современных условиях (например, при работе с компьютерной техникой).

Содержание материала учебника «Биология» для 8 класса дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жиз­ненному опыту учащихся.

Изучение биологии в 8 классе может быть направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении; об открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;
  • усиление междисциплинарных связей в школьном образовании;
  • пропедевтика понятий курса общей биологии;
  • установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
  • развитие личности учащихся, стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины.

В основу курса биологии для 8 класса положены следующие идеи:

  • биоцентризма в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности, разнообразия уровня организации жизни;
  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса биологии;
  • обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики;
  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках биологии, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных лабораторных работ, проектов; в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
  • развивающее обучение, ориентированное не только на получение новых знаний в области биологии, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

Содержание курса биологии для 8 класса (70 часов)

ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ БИОСФЕРЫ

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Проведение простых биологических исследований: наблюдений за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания;анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Демонстрации:

  1. Сходство человека и животных
  2. Строение и разнообразие клеток организма человека
  3. Ткани организма человека
  4. Органы и системы органов организма человека
  5. Нервная система
  6. Железы внешней и внутренней секреции
  7. Пищеварительная система
  8. Система органов дыхания
  9. Механизм вдоха и выдоха
  10. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего
  11. Состав крови
  12. Группы крови
  13. Кровеносная система
  14. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях
  15. Лимфатическая система
  16. Мочеполовая система
  17. Строение опорно-двигательной системы
  18. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы
  19. Строение кожи
  20. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях
  21. Анализаторы

Лабораторные и практические работы

  1. Изучение микроскопического строения тканей
  2. Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)
  3. Измерение массы и роста своего организма
  4. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека
  5. Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)
  6. Определение норм рационального питания
  7. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц
  8. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке
  9. Определение частоты дыхания
  10. Измерение кровяного давления
  11. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений
  12. Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал
  13. Изучение внешнего вида отдельных костей
  14. Изучение изменения размера зрачка
  15. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  • роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
    анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; 
  • оказания первой помощи при переломах, кровотечениях, ожогах, обморожениях и других травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Теоретические сведения, содержащиеся в учебнике, сопровождаются развернутой системой вопросов, позволяющих закрепить изучаемый материал, задействовать имеющийся жизненный опыт школьников и знания, получаемые ими при изучении других предметов. Такая структура представления учебного материала позволяет каждому ученику выбрать индивидуальную траекторию обучения, реализовать свои потребности, возможности и желания по широте и глубине освоения данного предмета; она формирует умение выбирать и отвечать за свой выбор; способствует развитию навыков поиска и использования информации.

В учебнике заложено оптимальное сочетание основных структурных компонентов, к которым относятся:

  • основной текст, передающий главное содержание курса биологии и обеспечивающий его обязательный минимум;
  • дополнительный текст, который представлен текстовыми фрагментами;
  • пояснительные тексты в виде схем, рубрик;
  • элементы аппарата организации усвоения – вопросы в тексте, вопросы в концепараграфа,системы практических заданий;
  • иллюстративные материалы - схемы, рисунки, фотографии;
  • элементы аппарата ориентировки - выделение в тексте основных понятий, терминов, названий живых организмов, отличительных признаков, условных обозначений. Для этого используется рубрикация, шрифт разного размера и гарнитуры, выделения в тексте. Важным элементом аппарата ориентировки является навигационная полоса, расположенная на полях учебника. На нее вынесены значки определений (обозначено кругом), текста для дополнительного чтения (обозначено знаком книги), комментария к основному тексту (обозначено символом примечания), краткого содержания (показано более насыщенным цветом навигационной полосы), вопросов к параграфу (знак вопроса в рамке), лабораторных работ (знак колбы). Кроме того, дополнительным навигационным элементом является колонтитул, облегчающий поиск по номеру параграфа и по его названию. Все рисунки пронумерованы в соответствие с параграфами и порядком их упоминания в тексте.

Учебник «БИОЛОГИЯ» для 8 класса является инвариантной составляющей УМК, а вариативной составляющей авторы предлагают «Книгу для дополнительного чтения по биологии», содержащую разнообразные материалы, дополняющие и расширяющие возможности ученика в обучении биологии.

УМК включает также и рабочую тетрадь, которая поможет учащимся 8 класса усвоить материал учебника:

  • во-первых, рабочая тетрадь расширяет границы учебника за счет большого количества различных заданий, лабораторных работ, практических заданий, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников, побуждающих их учиться самостоятельно, с увлечением и азартом;
  • во-вторых, система заданий содействует выработке общеучебных умений, а также таких специальных практических навыков, как организация лабораторных работ, ведение наблюдений, аспекты и принципы ЗОЖ;
  • в-третьих, без рабочей тетради учитель зачастую сталкивается с проблемой: как оценить работу ученика, совершенно правильную с точки зрения биологии, но пестрящую разного рода грамматическими ошибками;
  • в-четвертых, содержание заданий позволяет учителю реализовать дифференцированное обучение с учетом интересов и возможностей каждого ученика.

В методическом пособии для учителя «Уроки биологии в 8 классе» приведена образовательная программа по данному разделу учебного курса, примерное поурочно-тематическое планирование (на 70 часов). В методических рекомендациях к урокам обозначены оборудование, ключевые слова и понятия, основные этапы изучения нового материала, закрепление изученного, алгоритмы проведения лабораторных работ, домашнее задание и контроль знаний. В пособие включены методические рекомендации по использованию набора цифровых образовательных ресурсов, которые учитель может использовать на уроке или в задании для домашней работы. Также в пособии приводится детальный перечень формирующихся у учащихся в ходе обучения компетенций, определяющих усвоение и качество знаний, умений и навыков учащихся.

За последние пять лет значительно изменилось технико-технологическое обеспечение образовательного процесса. В связи с этим можно говорить о цифровых зонах развития школы: цифровая поддержка школьной библиотеки, ЦОР в учебном процессе, информатизация внеурочной деятельности в школе, дистанционные формы работы школ, педагогов и учащихся.

Сделать учебный процесс более интересным для учащихся и комфортным для учителя позволяет электронное приложение на компакт-диске «Электронные материалы к урокам биологии». Оно включает в себя коллекцию изображений, коллекцию видеозаписей, интерактивные тесты, мультимедийные презентации, виртуальные лаборатории и логические игры, а также варианты планирования, заготовки контрольных работ и тестов (для печати).

В отдельной главе методического пособия «Уроки биологии в 8 классе» будут приведены ссылки на цифровые образовательные ресурсы по Единой коллекции ЦОР.

В современных условиях еще одним важным компонентом любого УМК становится его сетевая составляющая, где учителя могут систематически получать консультации автора, скачивать обновленные варианты планирования, новые версии цифровых образовательных ресурсов, различные методические материалы и т. п.

Для представляемого учебника такая сетевая поддержка будет организована на сайте издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» www.metodist.lbz.ru в форме авторской мастерской.

Учебно-методический комплект – это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы. УМК полностью соответствует государственному стандарту основного общего образования по биологии и примерной программе. Обучение по данному учебно-методическому комплекту обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к освоению курса биологии в 8 классе.

Технические параметры макета

При разработке оригинал-макета учебника были выбраны рекомендуемые для учебников гарнитуры, размеры шрифтов, плотность печати и плотность цветовой заливки в таблицах. Рукопись учебника подготовлена в полном соответствии с «Гигиеническими требованиями к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.960-00». Допечатная подготовка иллюстрации проведена в соответствии с полиграфическими требованиями для офсетной печати.

Top.Mail.Ru хостинг от .masterhost телефония от voiper.ru
Как купить :: Контакты :: Карта сайта :: Наши партнёры
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2005-2024 г. © Все права защищены.
127473, г. Москва, улица Краснопролетарская, д. 16, стр. 1 Тел.: (495) 181-53-44