УМК Тимченко Л.И.
|
Лариса Ивановна Тимченко
Старший научный сотрудник, ведущий специалист Центра психологии и методики развивающего обучения. Автор УМК по обучению грамоте и чтению, соавтор УМК по русскому языку для начальной школы. Победитель международного конкурса Национального фонда подготовки кадров по созданию учебников нового поколения для начальной школы. С 1973 года под руководством В.В. Репкина участвовала в разработке и апробации программы по русскому языку для начальной школы, в создании букваря и первых учебников по русскому языку в системе развивающего обучения. |
Авторская мастерская
|
Перейти к разделу Русский язык (УМК Ломакович С.В.)
Материалы к УМК
Русский язык: программа/ С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко
Обучение русскому языку в начальной школе. 1 класс: методическое пособие для учителей / С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко
Обучение русскому языку в начальной школе. 2 класс: методическое пособие для учителей / С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко
Обучение русскому языку в начальной школе. 3 класс: методическое пособие для учителей / С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко
Обучение русскому языку в начальной школе. 4 класс: методическое пособие для учителей / С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко
Диагностика, контроль и оценивание образовательных результатов по русскому языку в начальной школе (2 – 4 кл.): методические рекомендации / Л.И. Тимченко
Вебинары
Вебинары от издательства Бином
Тема: Особенности обучения грамоте по «Букварю» Л.И. Тимченко. Модули 1 – 2
На вебинаре рассматривались следующие вопросы:
- содержание и структура учебника «Букварь»
- особенности методики обучения звуковому анализу на уроках обучения грамоте;
- типичные ошибки учителя при обучении учащихся способам звукового анализа;
- методика формирования механизма чтения на основе позиционного принципа русской графики
- методика формирования действия письма под диктовку
- методика формирования действия письма по образцу (списывания)
- работа по развитию речи в период обучения грамоте.
Модуль 1. Ссылка на запись: https://youtu.be/RNj8VjL0FLw
Модуль 2. Ссылка на запись: https://youtu.be/0-xBD8tzUyQ
Тема: Апробация Букваря Л.И. Тимченко. Особенности обучения грамоте. Модули 1 – 2
Модуль 1. Ссылка на запись: https://events.webinar.ru/9331/2606983/record/
Модуль 2. Ссылка на запись: https://youtu.be/Ryfah9yEenY
Тема: Как научить ребёнка слышать звучащее слово
На вебинаре рассматривались следующие вопросы:
- знакомство детей со слогоударной структурой слова;
- первоначальное знакомство ребенка со звуковой действительностью языка;
- последовательность формирования способов звукового анализа;
- знакомство с составом фонем русского языка;
- использование графических схем в работе со звучащим словом;
- содержание и порядок проведения звукового раздора;
- отбор слов для звукового анализа;
- дидактический и раздаточный материал на этапе звукового анализа слов.
Ссылка на запись: https://youtu.be/cK0Ng0QmMkk
Тема: Организация учебной деятельности первоклассников на этапе обучения грамоте в соответствии с требованиями ФГОС НОО
На вебинаре рассматривались следующие вопросы:
- особенности содержания обучения, формирующего умение учиться;
- содержание учебной деятельности в добуквенный период обучения грамоте;
- роль звукового анализа в формировании осознанного чтения и письма;
- содержание буквенного периода обучения грамоте;
- моделирование как основное средство работы детей на уроках грамоты;
- обучающие игра на уроках грамоты;
- организация учебного сотрудничества детей.
Ссылка на запись: https://youtu.be/IEcxZz1OZRQ
Тема: Зачем и как изучать фонетику в начальной школе?
На вебинаре рассматривались следующие вопросы:
- Зачем первоклассникам учиться слышать звучащее слово?
- Почему дети испытывают трудности при проведении звукового анализа?
- В чем причина фонетических ошибок?
- На что нужно обратить внимание при проведении звукового анализа?
- Как организовать работу так, чтобы ребенку было весело и интересно?
Ссылка на запись: https://youtu.be/BZEI7ZD670U
Тема: Последовательность формирования орфографического действия в курсе русского языка для начальной школы (Проверка орфограмм в значимых частях основ русских слов). Модули 1 - 2
На вебинаре рассматривались следующие вопросы:
- сущность понятия «орфограмма», виды орфограмм;
- основной закон русского письма;
- главное правило русской орфографии;
- орфографическое действий и его структура;
- формирование умения ставить орфографические задачи;
- формирование обобщенного способа решения орфографических задач;
- проверка орфограмм в корнях слов;
- конкретизация основного закона русского письма на правописание приставок и суффиксов;
- типы орфографических упражнений.
Модуль 1. Ссылка на запись: https://youtu.be/mnk98k2ud-c
Модуль 2. Ссылка на запись: https://youtu.be/0RGl5Zfz78o
Тема: Методика работы с текстом на уроках русского языка и на занятиях внеурочной деятельности по развитию речи учащихся. Модуль 1
На вебинаре рассмотрены следующие вопросы:
- отличие текст от группы предложений;
- роль заголовка в тексте;
- типы связей предложений в тексте – параллельная и цепная;
- структура текста;
- задания и упражнения учебника, которые учат ребенка анализировать текст.
Ссылка на запись: https://www.youtube.com/watch?v=T5IMLpph2ro
Тема: Методика работы с текстами разных типов на уроках русского языка и на специальных уроках по развитию речи учащихся. Модуль 2
На вебинаре рассмотрены следующие вопросы:
- типы текстов
- особенности текста повествовательного характера
- особенности текста-описания
- структура и особенности текста рассуждения
- комбинированный текст
- задания и упражнения учебника, которые учат ребенка анализировать текст.
Ссылка на запись: https://www.youtube.com/watch?v=6k3o2aa7eYs
Тема: Проблема орфографической грамотности учащихся начальной школы. Модули 1 - 2
На вебинаре рассматривались следующие вопросы:
- отличие орфографического действия от орфографического навыка;
- трудности в формировании орфографического навыка;
- отличие ошибки от описки;
- упражнения, направленные на формирование орфографического навыка, предлагаемые в учебниках и учебных пособиях;
- методика работы со «словарными» словами;
- типология орфографических ошибок учащихся начальных классов;
- роль списывания в формирования орфографического навыка
- пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников;
- диагностика уровня сформированности орфографического навыка у учащихся начальной школы.
Модуль 1. Ссылка на запись: https://youtu.be/I8jfUYAfPVE
Модуль 2. Ссылка на запись: https://youtu.be/UzB9xxurA28
Тема: Подводим итоги апробации букваря Л.И. Тимченко: перспективы и возможности технологий развивающего обучения
На вебинаре рассматривались следующие вопросы:
- результаты обучения грамоте и чтению по букварю Л. Тимченко;
- содержание программы по русскому языку для 1 – 4 классов;
- система лингвистических понятий, формируемых в начальной школе;
- анализировался УМК по русскому языку (1 – 4 кл.)
Ссылка на запись: https://youtu.be/R41DJSH3C2A
Тема: Особенности УМК «Русский язык» для начальной школы. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И. (Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
На вебинаре рассматривались следующие вопросы:
- особенности программы по русскому языку для начальной школы в системе РО;
-
основные содержательные линии программы;
- содержание программного материала (по классам обучения);
- состав УМК «Русский язык» для 1 – 4 классов;
- особенности учебников и рабочих тетрадей к ним;
- особенности тетрадей «Развиваем грамотную речь»;
- контроль и оценка качества обучения (по классам);
- оценка степени сформированности УУД.
Ссылка на запись: https://youtu.be/0m-guoZc_BM
Тема: Урок в системе развивающего обучения. Урок постановки учебной задачи
На вебинаре рассматривались следующие вопросы:
- типы уроков в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;
- урок постановки учебной задачи;
- структура урока постановки учебной задачи;
- УУД, формируемые на уроках постановки учебной задачи;
- особенность моделирования на этапе постановки учебной задачи. Типы уроков в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Ссылка на запись: https://youtu.be/TOFntnNbMgs
Тема: Урок в системе развивающего обучения. Урок решения учебной задачи и моделирования
На вебинаре рассматривались следующие вопросы:
- структура урока решения учебной задачи;
- УУД, формируемые на уроках решения учебной задачи;
- роль моделирования в формирования УД;
- особенности урока моделирования и преобразования модели;
- этапы овладения действием моделирования.
Ссылка на запись: https://youtu.be/jt1MH66doEc
Тема: Урок в системе развивающего обучения. Урок решения частных задач
На вебинаре рассматривались следующие вопросы:
- цели уроков решения частных задач;
- структура урока решения частных задач;
- требования к заданиям, предлагаемым для выполнения на уроке решения частных задач;
- работа с моделями на уроке решения частных задач.
Ссылка на запись: https://youtu.be/IE_2pIveqRs
Тема: Урок в системе развивающего обучения. Урок контроля и оценки
На вебинаре рассматривались следующие вопросы:
- структура урока контроля и оценки;
- требования к заданиям, предлагаемым для выполнения на уроке контроля и оценки;
- особенности проведения диагностических и контрольных работ;
- содержание и структура пособия для учащихся 2 – 4 классов «Контрольно-диагностические работы (Оценка образовательных результатов в начальной школе).
Модуль 1. Ссылка на запись: https://uchitel.club/events/uroki-kontrolya-i-ocenki-v-sisteme-razvivayushchego-obucheniya/
Модуль 2. Ссылка на запись: https://www.youtube.com/watch?v=DaqQSo2Exqk&feature=youtu.be
Тема: Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе. Модуль 1
На вебинаре рассматривались следующие вопросы:
- виды учебного сотрудничества;
- учебное сотрудничество учителя с учеником (учениками);
- особенности заданий, формирующих полноценное сотрудничество учитель – ученики;
- учебное сотрудничество детей друг с другом;
- умения, формируемые при совместной деятельности детей (в паре или в группе);
- особенности и виды парной работы;
- примеры работы в паре.
Ссылка на запись: https://www.youtube.com/watch?v=yh6Z19TmKJg
Тема: Работа над функциональным стилем речи в начальной школе
Ссылка на запись: https://youtu.be/NQW1vyGhyvc
Вебинары от издательства Вита-Пресс
Тема: Реализация системно-деятельного подхода на уроках русского языка в начальной школе. (22.04.2016)
На вебинаре были рассмотрены вопросы:
- Каковы особенности предметного содержания и последовательности изучения основных лингвистических понятий, позволяющих осуществить системно-деятельностный подход к обучению;
- Как в учебниках и учебных пособиях реализуется системно-деятельностный подход к обучению;
- Каковы особенности построения различных типов уроков русского языка в рамках системно-деятельностного подхода.
https://www.youtube.com/watch?v=gW5syhq5UGI
Тема: Реализация требований ФГОС НОО на этапе обучения грамоте и чтению в 1 классе (20.05.2016)
На вебинаре рассматривались следующие вопросы:
- особенности курса обучения грамоте и чтению в РО;
- взаимосвязанные направления, по которым осуществляется обучение грамоте и чтению;
- звуковой анализ слов; виды работ с демонстрационным и раздаточным материалом; формирование действия чтения и письма; последовательность введения букв; этапы формирования действия письма под диктовку:
- учебные игры на этапе обучения грамоте и чтению;
- проектная деятельность на этапе обучения грамоте и чтению.
https://www.youtube.com/watch?v=laSOwsg9OV8
Тема: Формирование орфографического навыка при работе со словарными словами в начальной школе (03.11.2016)
На вебинаре слушатели узнали:
- в чем принципиальное отличие орфографического навыка от орфографического действия;
- о роли орфографического проговаривания в формировании орфографического навыка;
- как запоминать словарные слова – типология упражнений, в основе которых лежит орфографическое проговаривание;
- как работать со словарными словами по методике П. Тоцкого;
- об использовании приемов мнемотехники для запоминания словарных слов.
https://www.youtube.com/watch?v=FUyQ3r58CtM
Тема: Речь младших школьников и пути ее развития (20.04.2017)
На вебинаре были рассмотрены следующие вопросы:
- содержание речевой деятельности, ее структура и виды;
- общая характеристика речевых ошибок младших школьников;
- причины речевых ошибок и их предупреждение;
- система упражнений, направленная на коррекцию речевых ошибок младших школьников;
- совершенствование культуры речевого общения младших школьников.
https://www.youtube.com/watch?v=6UzPHjKNGsk
Тема: Воспитание культуры речевого поведения младших школьников (24.04.2017)
На вебинаре были рассмотрены следующие вопросы:
- понятие речевого этикета;
- происхождение и назначение формул речевого этикета;
- способы закрепления в речи учащихся принятых формул речевого этикета;
- методы и приемы воспитания культуры поведения;
- речевое поведение детей во время учебной дискуссии.
https://www.youtube.com/watch?v=lxU10ezGMlM
Тема: Лексическая работа на уроках русского языка в 1 – 4 классах в соответствии с требованиями ФГОС НОО (12.05.2017)
На вебинаре были рассмотрены следующие вопросы:
- значение овладения лексическими понятиями для обучения русскому языку в основной и старшей школе;
- анализ смысловых связей слов на уроках русского языка в начальной школе;
- примеры использования моделей при изучении смысловых связей между словами;
- трудности учащихся в разграничении прямого и переносного значения слова, явлений омонимии и многозначности, пути их преодоления;
- приемы и методы работы с толковым словарем на уроках русского языка.
https://www.youtube.com/watch?v=r7cB2L4CmZI
Тема: Методика работы с текстом на уроках русского языка. Модуль II (19.05.2017)
На вебинаре были рассмотрены следующие вопросы:
- текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи;
- типы речи как фрагменты текста;
- поэтапное формирование понятия о тексте и его особенностях в начальной школе;
- роль моделирования при работе с различными типами текстов;
- особенности анализа текстов разной стилевой принадлежности;
- обучение написанию письма, СМС-сообщения, составлению устных и письменных приглашений и поздравлений;
- организация коллективно-распределенной деятельности на разных этапах работы с текстом.
https://www.youtube.com/watch?v=WGN2BaqDvxU
Тема: Работа над функциональными стилями речи в начальной школе (07.06.2017)
На вебинаре были рассмотрены следующие вопросы:
- значение изучения стилистики в начальном звене;
- лингвистические и психолого-педагогические предпосылки изучения стилистики в начальной школе;
- виды упражнений по стилистике;
- особенности анализа текстов разной стилевой принадлежности;
- обучение написанию письма, СМС-сообщения, составлению устных и письменных приглашений и поздравлений.
https://www.youtube.com/watch?v=sPYwFaxTJIk
Тема: Методика работы с текстом на уроках русского языка. Модуль I (15.06.2017)
На вебинарах были рассмотрены следующие вопросы:
- текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи;
- типы речи как фрагменты текста;
- поэтапное формирование понятия о тексте и его особенностях в начальной школе;
- роль моделирования при работе с различными типами текстов;
- особенности анализа текстов разной стилевой принадлежности;
- обучение написанию письма, СМС-сообщения, составлению устных и письменных приглашений и поздравлений;
- организация коллективно-распределенной деятельности на разных этапах работы с текстом.
https://www.youtube.com/watch?v=de5qY2ZWCTo
Тема: Роль свободного письма в формировании коммуникативно-речевой компетентности младшего школьника (на примере изложений) (16.11.2017)
На вебинаре были рассмотрены следующие вопросы:
- классификация изложений;
- методика написания изложения - полного и сжатого;
- особенности речевых ошибок учащихся начальной школы при написании изложений, их исправление и предупреждение.
https://www.youtube.com/watch?v=z6b5W9uNWa4
Тема: Роль свободного письма в формировании коммуникативно-речевой компетентности младшего школьника (на примере сочинений) (22.11.2017)
На вебинаре были рассмотрены следующие вопросы:
- классификация сочинений;
- методика обучения написания различных типов сочинений;
- особенности речевых ошибок учащихся начальной школы при написании сочинений, их исправление и предупреждение;
- свободное письмо и орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся;
- пути совершенствования грамотности учащихся при свободном письме.
https://www.youtube.com/watch?v=YScPbeem7Ig
Тема: Основные проблемы формирования понятий о родственных словах (20.12.2017)
На вебинаре были рассмотрены вопросы:
- значение изучения морфемного состава слов для формирования у учащихся орфографического действия;
- причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу;
- поэтапное формирование понятия о родственных словах и корне слова;
- роль графических моделей при изучении темы «Корень слова»;
- виды упражнений, направленных на формирование УУД.
https://www.youtube.com/watch?v=8OR-RP_deyk
Тема: Основные проблемы формирования понятий о родственных словах и корне слова у учащихся начальных классов. Модуль II (07.02.2018)
На вебинаре были рассмотрены следующие вопросы:
- значение изучения морфемного состава слов для формирования у учащихся орфографического действия;
- причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу;
- поэтапное формирование понятия о родственных словах и корне слова;
- роль графических моделей при изучении темы "Корень слова";
- виды упражнений, направленных на формирование УУД.
https://www.youtube.com/watch?v=zwSVV1uCPng
Тема: Последовательность формирования орфографического действия в курсе русского языка для начальной школы. Модуль I (14.02.2018)
На вебинаре были рассмотрены следующие вопросы:
- обобщенное понятие об орфограмме (что такое орфограмма);
- главное правило русской орфографии;
- орфографическое действие и его структура;
- этапы формирования орфографического действия в начальной школе;
- организация учебного сотрудничества детей на разных этапах формирования орфографического действия;
- типология упражнений, направленная на поэтапное формирование орфографического действия;
- диагностика сформированности орфографического действия у учащихся начальной школы.
https://www.youtube.com/watch?v=oAZbl37kstI
Тема: Изучение частей речи в начальной школе по системе развивающего обучения. Модуль I (21.03.2018)
На вебинаре были рассмотрены вопросы:
- система частей речи в современном русском языке;
- последовательность формирования понятий о частях речи в курсе русского языка для начальной школы;
- объективные трудности изучения частей речи в начальных классах и пути их преодоления;
- использования графических моделей при формировании морфологических понятий.
https://www.youtube.com/watch?v=5H88set-6ow
Тема: Последовательность формирования орфографического действия в курсе русского языка для начальной школы. Модуль II (26.03.2018)
https://www.youtube.com/watch?v=QlXEiaZc6gQ
Тема: Методика изучения морфемного состава слов в начальной школе (26.03.2018)
На вебинаре были рассмотрены вопросы:
- значение изучения морфемики в начальной школе;
- функции морфем и способы их анализа;
- трудности младших школьников при разборе слов по составу и их причины;
- некоторые методические приемы работы по морфемике и элементарному словообразовательному анализу;
- взаимосвязь упражнений по морфемике и словообразованию.
https://www.youtube.com/watch?v=U16DLEqS93g
Тема: Изучение частей речи в начальной школе по системе развивающего обучения. Модуль I (26.03.2018)
На вебинаре были рассмотрены вопросы:
- система частей речи в современном русском языке;
- последовательность формирования понятий о частях речи в курсе русского языка для начальной школы;
- объективные трудности изучения частей речи в начальных классах и пути их преодоления;
- использования графических моделей при формировании морфологических понятий.
https://www.youtube.com/watch?v=KWplox7BUag
|