ЭОР: рекомендации авторовРесурсы ОС Windows и открытые ресурсы ОС Linux
Ниже представлено описание учебно-методической базы, необходимой для успешной реализации поставленных целей и задач изучение курса информатики в режиме компьютерной поддержки, а также описание особенностей реализации учебного процесса, образовательных технологий, форм обучения учащихся с использованием школьного ИКТ - кабинета.
Для поддержки курса информатики предусмотрено использование на уроках в обучающих целях программное обеспечение как для операционной системы Windows (задания в учебнике), так и для ОС Linux (дублируются задания учебника в рабочей тетради) следующего назначения:
- графический редактор;
- текстовый редактор;
- программа-калькулятор;
- программа для подготовки презентаций;
- программа звукозаписи и звуковоспроизведения;
- программа конструирования видеоролика;
- браузер;
- почтовая программа;
- поисковая система
ЭОР к УМК
Портал Единой коллекции Цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) http://www.school-collection.edu.ru
Разделы «Информатика и ИКТ», «Окружающий мир» 3-4 классы, ресурсы:
- «Система виртуальных лабораторий по информатике»
- «Открываем законы родного языка, математики и природы. 1-4 классы». Окружающий мир. Линия связей в живой природе («Электронный дневник наблюдений»)
1. Система виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6» (Издательство БИНОМ. Лаборатория Знаний)
Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6» включена в единую коллекцию образовательных ресурсов.
Данный учебный материал разработан в рамках конкурса «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Предлагаемый комплект ресурсов содержит: полную и демонстрационную версии интерактивного задачника, руководство по установке и использованию задачника, 6 отдельных виртуальных лабораторий (не требуют установки и обеспечивают только индивидуальную работу), методические рекомендации для учителя.
Интерактивный задачник «Виртуальные лаборатории по информатике» для младших школьников предназначен для использования в курсе информатики, охватывающем начальную ступень общего образования (2-4 классы начальной школы) и пропедевтический уровень основной ступени общего образования (5-6 классы основной школы). Задачник включает в себя 6 виртуальных лабораторий, обеспечивающих возможность как сетевой, так и индивидуальной работы с учащимися по решению задач разного уровня сложности.
На сайте Единой коллекции ЦОР или на сайте БИНОМ http://www.lbz.ru/files/5799/ представлены материалы для скачивания:
Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6»
Методические рекомендации для учителя по информатике «Задачник 2-6»
2. «Открываем законы родного языка, математики и природы. 1-4 классы» (Компания Кирилл и Мефодий). Раздел - Окружающий мир. Линия связей в живой природе
- В каком порядке птицы улетают на юг? http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/d4bf93d3-88b5-4e60-a9d6-9ee682b3198f/view/ Интерактивное исследовательское задание. На экране изображения птиц, под каждым изображением написано название. Ученик должен ответить на вопрос, самостоятельно расставив стрелки.
- Дневник наблюдений погоды http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/9701b28e-eb56-419e-9633-679f98ed3568/view/ Интерактивный объект, в котором учащийся может заносить показатели погоды за один день, неделю или месяц. По итогам наблюдений на экране отражаются сводные результаты в таблицах или диаграммах, которые по выбору учителя создаются автоматически.
- Живая природа круглый год http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/b4dc94a2-595d-4083-a459-99ed6295898c/view/ Рабочая тетрадь по курсу "Окружающий мир"
- Жизнь природных сообществ http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/3388597b-7cc5-4f6c-bbd8-cb875701124b/view/ Демонстрационные таблицы по курсу "Окружающий мир"
- Жизнь природных сообществ http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/5424098c-3efb-4c7f-9315-782148865f87/view/ Рабочая тетрадь по курсу: "Окружающий мир"
- Как животные готовятся к зиме? http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/0d85c29e-8cab-41fe-98b4-34f262e95f93/view/ Интерактивный объект, позволяющий ученику сопоставить названия действий животных с соответствующими изображениями животных. Изображения животных должны быть подписаны.Ученик должен расставить стрелки, указав, как разные животные готовятся к зиме.
- Осеннее расцвечивание листьев http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/4df4db78-fe8a-4506-b1b9-54c7d9fdcc9c/view/ Интерактивное задание "Осеннее расцвечивание листьев"
- Осенние изменения в жизни зверей http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/052e6bd6-0b80-46cd-88a3-7624fb79ad83/view/ Интерактивное задание, предполагающее ответы на вопросы учащимися. Позволяет познакомить учащихся с адаптациями животных. Поддерживает следующие содержательные линии: связи в живой природе, зоологическая.
- Пирамида питания http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/b53a69b7-d072-4518-ad0b-e99a697c4157/view/
- Путешествие плодов и семян http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/9480f142-64cb-4bc2-b8c3-69d371d96b71/view/ Анимация, изображающая плоды и семена растений, распространяющиеся ветром и животными.
Электронное бесплатное приложение к УМК на компакт-диске «Мир Информатики»
(Компания Кирилл и Мефодий)
Электронное приложение содержит компьютерные задания по всем темам курса информатики, представленного автором в учебниках 3-4 классов. Электронное приложение является открытым для использования в школе и входит в состав рабочих тетрадей.
Электронное приложение предоставляется на двух компакт-дисках «Мир информатики» (в 4 частях – уровнях заданий) в качестве бесплатного приложения к заданиям рабочей тетради для каждого параграфа учебника.
Электронное приложение на компакт диске «Мир информатики» состоит из интерактивных компьютерных заданий по всем темам курса. Каждое компьютерное задание включает в себя: медиа-рассказ по теме с встроенными вопросами для введения ответов учеником (интерактивный диалог), компьютерных упражнений и тренажеров, а также контрольных интерактивных заданий (интерактивные опрос). Каждое компьютерное задание представлено четырьмя уровнями сложности. Для компьютерной поддержки уроков в состав УМК авто-ра Могилева А.В. включены рабочие тетради «Информатика» с электронным приложением на компакт-диске «Мир информатики», часть 1-4 (Диск№1и 2).
В рамках изучения курса информатики используются разноуровневые компьютерные задания 1, 2, 3 и 4 уровней, которые представлены на компакт как электронное приложение к рабочим тетрадям для 3 и 4 классов данного УМК
Первый и второй уровень компьютерных заданий рассчитан на первичное знакомство с компьютерной работой и актуализацию первичных умений в дальнейшей самостоятельной работе школьников с электронными образовательными ресурсами в интерактивном режиме по заданиям 3 и 4 уровней. Рекомендуется сочетать выполнение компьютерных заданий с заданиями в рабочей тетради, не требующими использования компьютера. В случае затруднений при работе на компьютере у отдельных учащихся рекомендуется предложить им выполнить компьютерные задания уровня 1 с дальнейшим самостоятельным выполнением задания по той же теме, но 2 уровня.
Задания всех уровней предлагаются как самостоятельные для выполнения школьниками в режиме индивидуальной работы за компьютером после изучения темы. Они формируют заинтересованность предметом, позволяют поддержать информационную активность школьников, что-бы ни один ученик не «простаивал» на уроке. Также помимо тем курса информатики заданиями на компакт диске поддержаны темы курса математики, которые являются важными для изучения информатики. Они выделены в Рабочей тетради к УМК под рубрикой: дополнительные интерактивные задания «Математика и информатика».
Приложение включает два основных вида медиаобъектов – медиалекции (МЛ) с интерактивным опросом и тренажеры (ТР).
Мир информатики - диск 1
Мир информатики - диск 2
Состав компакт-диска «Мир информатики»
1-й Уровень
|
Тема рабочей тетради
|
Компьютерные задания по теме
|
1.1
|
Правила поведения в кабинете информатики.
|
МЛ «Правила поведения в компьютерном классе»
|
1.2
|
Применение компьютеров
|
МЛ «О применении компьютеров»
|
1.3
|
Компьютер.
Основные устройства компьютера.
|
МЛ «Основные устройства персонального компьютера»
|
1.4
|
Клавиатура, работа на клавиатуре.
|
ТР «Клавиатурный тренажер»
|
1.5
|
Мышь.
Пиктограммы.
|
ТР «Компьютерная мышь»
|
1.6
|
Графика
|
ТР «Пазлы»
|
1.7
|
Раскрашивание компьютерных рисунков
|
ТР «Раскраска»
|
1.8
|
Конструирование графических объектов
|
ТР «Конструктор»
|
1.9
|
Гимнастика для рук
|
МЛ «Гимнастика для рук»
|
1.10
|
Информация вокруг нас.
|
МЛ «Понятие информации»
|
1.11
|
Как мы получаем информацию
|
МЛ «Каналы получения информации»
|
1.12
|
Способы представления передачи информации
|
ТР «Игры с буквами, словами и цифрами»
|
1.13
|
Элементы логики. Суждение: истинное и ложное
|
ТР «Истинность и ложность суждений
|
1.14
|
Элементы логики. Сопоставление
|
ТР «Выделение свойств объектов и сопоставление»
|
1.15
|
Множества
|
ТР «Построение и сопоставление множеств»
|
1.16
|
План и правила
|
МЛ «План и правила»
|
1.17
|
Исполнитель
|
МЛ «Исполнитель Транспортер»
|
1.18
|
Пример Исполнителя
|
ТР «Исполнитель Транспортер»
|
2-й Уровень
|
Компьютерные задания по теме:
|
|
2.1
|
Правила поведения на уроках информатики.
|
МЛ «Правила поведения в компьютерном классе»
|
2.2
|
Компьютер.
Основные устройства компьютера
|
МЛ «Основные устройства персонального компьютера»
|
2.3
|
Системный блок
|
МЛ «Системный блок»
|
2.4
|
Мышь.
Пиктограммы.
|
ТР «Компьютерная мышь»
|
2.5
|
Клавиатура, работа на клавиатуре
|
ТР «Клавиатурный тренажер»
|
2.6
|
Графика
|
ТР «Пазлы»
|
2.7
|
Раскрашивание компьютерных рисунков
|
ТР «Раскраска»
|
2.8
|
Конструирование на компьютере
|
ТР «Конструктор»
|
2.9
|
Гимнастика для рук
|
МЛ «Гимнастика для рук»
|
2.10
|
Виды информации
|
МЛ «Виды информации»
|
2.11
|
Логика
|
ТР «Выделение свойств объектов и сопоставление»
|
2.12
|
Множества
|
ТР «Построение и сопоставление множеств»
|
2.13
|
Обобщение
|
ТР «Обобщение»
|
2.14
|
Отношения между множествами
|
ТР «Отношения между множествами»
|
2.15
|
Модели
|
МЛ «Модели и моделирование»
|
2.16
|
Алгоритм
|
МЛ «Алгоритм»
|
2.17
|
Способы представления алгоритмов
|
МЛ «Способы представления алгоритмов»
|
2.18
|
Исполнитель
|
ТР «Исполнитель Транспортер»
|
3-й Уровень
|
Компьютерные задания по теме:
|
|
3.1
|
Правила поведения в кабинете информатики
|
ТР «Правила поведения в компьютерном классе»
|
3.2
|
Работа с мышью
|
ТР «Компьютерная мышь»
|
3.3
|
Клавиатура, работа на клавиатуре
|
ТР «Клавиатурный тренажер»
|
3.4
|
Гимнастика для рук.
|
МЛ «Гимнастика для рук»
|
3.5
|
Компьютер и его основные устройства
|
МЛ «Системный блок, процессор, запоминающие устройства»
|
3.6
|
Хранение информации на компьютере
|
МЛ «Дисководы»
|
3.7
|
Файлы и папки
|
МЛ «Файлы папки»
|
3.8
|
Пиктограммы
|
МЛ «Пиктограммы»
|
3.9
|
Компьютерные программы
|
ТР «Работа с компьютерными программами»
|
3.10
|
Обучающие программы
|
ТР «Обучающие программы для детей младшего школьного возраста»
|
3.11
|
Информация и органы чувств
|
МЛ «Каналы получения информации»
|
3.12
|
Общение как информационный процесс
|
МЛ «Общение как источник информации»
|
3.13
|
Элементы логики. Слова-кванторы
|
ТР «Использование кванторов»
|
3.14
|
Отношения между множествами. Объединение множеств
|
ТР «Пересечение и объединение множеств»
|
3.15
|
Модель и ее виды
|
МЛ «Моделирование»
|
3.16
|
Моделирование.
|
ТР «Информационные модели»
|
3.17
|
Алгоритм. Свойства алгоритмов
|
МЛ «Свойства алгоритмов»
|
3.18
|
Координаты
|
ТР «Координаты»
|
3.19
|
Линейный и разветвленный алгоритмы.
|
МЛ «Линейный и разветвленный алгоритмы»
|
3.20
|
Составление разветвленных алгоритмов.
|
ТР «Исполнитель Транспортер»
|
4-й Уровень
|
Компьютерные задания по теме:
|
|
4.1
|
Правила поведения на уроках информатики.
|
ТР «Правила поведения в компьютерном классе»
|
4.2
|
Работа с мышью.
|
ТР «Компьютерная мышь»
|
4.3
|
Клавиатура, работа на клавиатуре
|
ТР «Клавиатурный тренажер»
|
4.4
|
Гимнастика для рук
|
МЛ «Гимнастика для рук»
|
4.5
|
История развития компьютерной техники
|
МЛ «История создания компьютеров»
|
4.6
|
Компьютер в жизни общества
|
МЛ «Компьютер в жизни общества»
|
4.7
|
Периферийное оборудование: принтеры, сканеры, цифровые фото- и видеокамеры
|
МЛ «Принтеры, сканеры, цифровые фото- и видеокамеры»
|
4.8
|
Работа с компьютерными программами
|
ТР «Обучающие программы для детей младшего школьного возраст»
|
4.9
|
Просмотр web-страниц
|
МЛ «Просмотр web-страниц»
|
4.10
|
Электронная почта
|
МЛ «Электронная почта»
|
4.11
|
Информационные процессы
|
МЛ «Информационные процессы»
|
4.12
|
Передача информации
|
МЛ «Передача информации»
|
4.13
|
Кодирование как способ обработки информации
|
ТР «Кодирование информации» (Сигналы передачи)
|
4.14
|
Суждения и логические операции
|
ТР «Построение сложных высказываний»
|
4.15
|
Операции над множествами
|
ТР «Операции над множествами»
|
4.16
|
Информационное моделирование
|
ТР «Информационные модели»
|
4.17
|
Решение задач с использованием компьютеров
|
МЛ «Решение задач с использованием компьютеров»
|
4.18
|
Типы алгоритмов. Циклический алгоритм
|
МЛ «Циклические алгоритмы»
|
4.19
|
Составление циклических алгоритмов
|
ТР «Исполнитель Транспортер»
|
|