Пояснительная записка к учебнику 7 классаПредставляемый учебник открывает учебно-методический комплект (УМК) по физике для 7-9 классов общеобразовательной школы. Компоненты УМК прошли апробации в учебно-методическом процессе ряда школ г. Москвы и г. Курска. Помимо учебника, в издательстве «БИНОМ. Лаборатория знаний» готовятся к печати следующие компоненты УМК.
- Кривченко И.В. Физика: учебник для 7 класса
- Кривченко И.В. Физика: учебник для 8 класса
- Кривченко И.В. Физика: учебник для 9 класса
- Методическое пособие для учителей по курсу физики для 7 класса (с контрольными материалами)
- Методическое пособие для учителей по курсу физики для 8 класса (с контрольными материалами)
- Методическое пособие для учителей по курсу физики для 9 класса (с контрольными материалами)
- Лабораторный журнал по физике для 7 класса
- Лабораторный журнал по физике для 8 класса
- Лабораторный журнал по физике для 9 класса
- Книга для чтения по физике для 7-9 класса
- Задачник по физике для 7-9 класса
Кроме того, УМК опирается на открытые цифровые образовательные ресурсы, в первую очередь коллекцию ФЦИОР http://fcior.edu.ru, а также электронное приложение автора с дополнительными материалами в виде сайта. Выполнение практических работ в рамках УМК предполагает использование помимо стандартного оборудования также цифровой лаборатории «Архимед» и оборудование, разрабатываемое и поставляемое лабораторией L-Микро. В дальнейшем планируется организовать дистанционную сетевую поддержку пользователей на сайте методической службы издательства, а также с использованием компьютерных социальных сетей и блогосферы.
Общее построение УМК по физике 7 – 9 классов
УМК в целом, и учебник в частности, соответствуют всем общедидактическим принципам организации обучения: научности, систематичности, последовательности и другим. Наряду с этим реализованы и следующие принципы.
- Соответствие объема и глубины изложения учебного материала реальному количеству учебного времени (62-66 час/год)
- Наличие компонентов, адресованных учащимся с различным уровнем способностей
- Учет меж- и внутрипредметных связей при одновременном усилении роли физических теорий как научного обоснования материала
- Высокая степень структурированности материала и иллюстрированности учебника
Учебник «Физика 7» является первым из трех учебников Учебно-методического комплекта по физике для 7–9 классов. Поэтому очень важно представлять себе, каково распределением материала между тремя годами обучения. Следует отметить акцент на деятельностный характер обучения, который отражен в учебнике через включение в учебный текст описаний наблюдений и опытов, которые могут быть выполнены учащимися самостоятельно, а также через подбор заданий к параграфу, опирающихся на исследование, анализ, систематизацию учебного материала.
Практическая направленность обучения также реализуется путем изучения явлений природы, знакомства с конструкцией и принципами работы технических устройств, механизмов и приборов, используемых человеком в своей деятельности.
Каждый параграф включает основной и дополнительный (отмечен сбоку вертикальной чертой) текст, имеется вспомогательный текст: поясняющие подписи к рисункам, таблицам и формулам. Особенностью книги является зрительный ряд, составляемый рисунками. Этот ряд представляет собой своеобразный «конспект» материала, помогающий освоить его ученикам, ориентированным на восприятие визуальной информации.
В конце каждой Темы дается краткий Конспект теоретического материала, содержащий определения и наиболее значимые комментарии к ним.
Имеется навигационный аппарат учебника: основное и вспомогательные оглавления (к каждой Теме), предметный указатель, ссылки на ранее изученные параграфы и формулировки конспекта теоретического материала, навигационные значки, показывающие на привлечение других материалов УМК.
Аппарат отработки усвоения теоретической компоненты представлен заданиями «Проверялкина», которые заключаются в том, что учащимся необходимо ответить на вопросы, используя точные цитаты из текста учебника (1 уровень). Это развивает умение школьников работать с текстом. Кроме того, имеются вопросы, которые требуют для ответа умения интерпретировать текст (2 уровень).
Аппарат отработки усвоения практической компоненты представлен вопросами и задачами в конце каждой темы, разделом «Домашние экспериментальные задания», а также дополнительными вопросами, задачами, упражнениями и работами, находящимися в «Лабораторном журнале» и Задачнике.
Наглядность изложения и направленность на развитие интереса учащихся учтены в характере изложения: он, главным образом, индуктивный, то есть с опорой на эксперимент и/или жизненный опыт учащихся. Этому способствует красочное оформление и высокая степень иллюстрированности, а также глава «А знаете ли вы, что…».
Направленность на формирование общеучебных умений и способностей учащихся реализована наличием заданий на выработку умения:
- воспринимать и интерпретировать учебный текст (задания Проверялкина 1 и 2 уровней);
- описывать результаты наблюдений и опытов, обобщать и систематизировать (Упражнения к темам, Практикум)
- использовать различные средства визуализации и интерпретации: числовую прямую, метод интервалов, метод верхней и нижней границ, построения графика, столбчатой диаграммы, таблицы.
Направленность на формирование навыков самостоятельной работы реализована наличием:
- заданий Проверялкина, реализующих умение работать с текстом на 1 и 2 уровне.
- задач разноуровневого характера.
- заданий для домашней экспериментальной работы.
- дополнительного материала углубляющего и расширяющего характера.
Объем основного материала соответствует нормам учебного времени.
|