Принцип действия состоит в следующем. При вращении вала двигателя грузы регулятора (коричневые шары на рисунке) отклоняются в стороны и тягами перемещают муфту. Муфта, в свою очередь, поднимает и опускает рычаг заслонки.
Если вал вращается быстро, то тяжёлые шары под действием сил инерции расходятся в стороны, и присоединённые к ним тяги поднимают муфту. Тогда рычаг заслонки поворачивается и закрывает трубу, прекращая подачу пара на поршень двигателя.
Если скорость вращения вала уменьшается, то шары под действием силы тяжести снижаются, опуская муфту. Муфта с помощью рычага приоткрывает заслонку и увеличивает подачу пара на двигатель.
Таким образом осуществляется отрицательная обратная связь, позволяющая автоматически регулировать скорость вращения вала двигателя.