Все вебинары осенней серии были посвящены изучению методики преподавания отдельных тем на основе когнитивных карт урока (сайт informatica.vsem.online). Мы благодарны каждому из почти полутора тысячи педагогов, участвовавших в наших вебинарах. Ваше внимание к нашим вебинарам позволяет нам думать, что труд наш не напрасен! Ниже мы приводим обзор состоявшихся вебинаров.
Вебинары осени мы завершаем 23 октября в 15:30 вебинаром "Логические элементы и основные логические устройства компьютера". На этом вебинаре мы расскажем о системе сопровождения преподавания информатики в 10 классе. А также о том, как пользоваться сайтом informatica.vsem.online, на котором сосредоточены когнитивные карты уроков для 10 класса. Каждая карта представляет собой отдельный урок, который может быть проведен как в классе так и удалённо. Основная часть вебинара будет посвящена раскрытию содержания когнитивной карты урока "Логические элементы и основные логические устройства компьютера". Мы обсудим как организовать альтернативные сценарии урока и самостоятельную работу школьников. Ждём вас на нашем вебинаре "Логические элементы и основные логические устройства компьютера".
15 мая 2020 года в ходе вебинара "Проектирование уроков информатики с использованием электронных образовательных ресурсов" состоялась презентация новой системы методической поддержки учителя информатики. Шапиро К. В. представил, разработанный авторским коллективом метод проектирования когнитивных карт уроков. Используя заявленный метод, авторский коллектив организует в 2020-2021 уч. г. сопровождение каждого урока информатики в соответствии с базовым планированием. Новая методика сопровождения учителя позволит успешно сочетать возможности УМК «Информатика» 10 - 11 класс (ФГОС), базовый уровень под ред. проф. Макаровой с возможностями открытых электронных образовательных ресурсов. Кроме того, предложенный метод позволит учителям самостоятельно планировать проведение мультисценарных уроков на несколько лет вперёд. В рамках вебинара была также представлена платформа "Интерактивная рабочая тетрадь" от нашего партнёра - компании "Современные технологии в образовании и культуре". Возможности этой платформы также будут использованы для организации уроков по нашему УМК. Во время вебинара были продемонстрированы авторские интерактивные упражнения на построение графов и таблиц истинности для сложных логических элементов. Использование интерактивных тетрадей, в сочетании с возможностями УМК, позволит учителю реально превратить изучение информатики в непрерывный и индивидуально настраиваемый процесс. Все участники вебинара получили возможность бесплатной регистрации на платформе "Интерактивная рабочая тетрадь" для знакомства демонстрационной тетрадью по информатике и возможностями сервиса в целом. Ссылка на запись вебинара: https://youtu.be/gUlcmba15VE
Уважаемые коллеги! 15 мая 2020 года в 11:00 мы ждём вас на наш вебинар "Проектирование уроков информатики с использованием электронных образовательных ресурсов" (см. Расписание вебинаров). В рамках данного вебинара мы презентуем новую систему методической поддержки учителя, которая обеспечит сопровождение учителя с первого по последний урок. Новый метод позволит успешно сочетать возможности нашего УМК и широкий спектр открытых электронных образовательных ресурсов. Мы не только предложим вам карту каждого урока, но и научим проектировать такие карты самостоятельно. А ещё вас ждёт сюрприз! Мы представим в рамках нашего вебинара интераткивную тетрадь по информатике от нашего партнёра - компании "Современные технологии в образовании и культуре". Все участники вебинара получат доступ к использованию пробной тетради бесплатно! Ссылка на участие в вебинаре
Когнитивные карты позволяют с минимальными усилиями со стороны учителя интегрировать в одном уроке информационно-образовательные ресурсы УМК и электронные образовательные ресурсы, созданные средствами различных технологий. По отзывам участников мастер-класса представленная технология является абсолютным ноу-хау в вопросах методического сопровождения деятельности учителя. Авторский коллектив уже приступил к созданию когнитивных карт для 10-го класса. В ближайшее время мы приступим к публикации когнитивных карт. Следите за нашими публикациями.
В рамках организованного 13-16 ноября 2019 года издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» Всероссийского семинара по информатике «Формирование цифровой грамотности и вычислительного мышления – путь к совершенствованию образования в будущем» авторский коллектив УМК "Информатика. Базовый уровень 10-11 класс" представил новые элементы УМК (Методическое пособие) и новые технологии сопровождения учащихся и учителей. На наш взгляд содержательным конфликтом семинара стало противоречие между очевидным желанием нести в массы самые передовые достижения цифры и необходимостью каждого школьника подготовить к жизни в информационным обществе. Выступление, подготовленное проф. Макаровой Н. В. и Шапиро К. В. было посвящено как раз тому, как в условиях внедрения ФГОС подготовить каждого будущего гражданина к жизни в информационном обществе, которое мы должны построить в России к 2030 году. Используя наш УМК, можно не только организовать преподавание информатики в условиях ограниченного количества часов, но и выстроить систему внеурочной деятельности в сотрудничестве с учителями других предметов. В ходе доклада были продемонстрированы примеры интерактивных упражнений для раздела "Программирование" и темы "Графы". В ближайшее время авторский коллектив приступит к публикации в открытом доступе примеров интерактивных электронных заданий для различных разделов УМК. А учителя, использующие наш комплект, получат возможность бесплатно создавать и использовать демонстрационные упражнения. Важной новостью является также анонс запуска новой системы интеллектуальной самоподготовки учащихся по по информатике. Скачав приложенный файл, вы можете познакомиться с презентацией нашего доклада.
Друзья! Наконец-то из печати вышло и в продажу поступило Методическое пособие к нашему УМК. И это не просто комментарии к поурочному планированию. Это уникальное издание, позволяющее педагогу:
подготовится к уроку в условиях ограниченного числа часов в недельном учебном плане,
использовать избыточное содержание учебника для расширенного изучения информатики с учётом увеличенного количества часов (2 в неделю и более),
проектировать и реализовывать программы внеурочной деятельности,
В рамках X Всероссийской конференции с международным участием "Информационные технологии для Новой школы" состоялся Круглый стол "Итоги апробации УМК под ред. проф. Макаровой "Информатика 10-11 класс. Базовый уровень". На круглом столе участники апробации рассказали о своем опыте использования УМК для изучения информатики в классах различного профиля, практике организации внеурочной деятельности. Модераторами круглого стола выступали к. п. н. Шапиро Константин Вячеславович и Лебедева Елена Владимировна. Участники круглого стола обсудили следующие вопросы:
Один час в неделю - это много или мало?
Нужен ли учебник во внеурочной деятельности?
Учебник: только необходимое или избыточное содержание?
Нужен ли учителю информатики задачник?
Моделирование основной метод решения практических задач?
Трудности в организации изучения программирования в гуманитарных классах.
Участники круглого стола констатировали возможность пересмотра образовательных программ на 2019-2020 уч. г. в связи с включением УМК под ред. проф. Макаровой "Информатика 10-11 класс. Базовый уровень" вфедеральный перечень учебников. По результатам круглого стола участники пришли к следующим выводам:
УМК может быть использован для изучения информатики как на базовом уровне так и на расширенном;
содержание и объём учебника позволяют конструировать образовательные программы разной сложности и легко комбинируются с другими УМК;
методическое пособие для учителя позволяет легко конструировать как образовательные программы так и программы внеурочной деятельности.
6 февраля 2019 года в Санкт-Петербурге на Городском семинаре: "Реализация внеурочной деятельности по информатике в школе (проблемы, поиск путей решения вопросов, находки") авторским коллективом (Шапиро К. В.) был представлен доклад "Концептуальные основы и технология проектирования внеурочной деятельности (на примере предметного содержания УМК Информатика под ред. проф. Макровой)". В ходе выступления слушателей познакомили с концепцией организации непрерывного учебного дня (урок-->внеурочная деятельность-->самообразование), ведущей ролью информатики в системе организации учебной деятельности и практикой организации внеурочной деятельности на материале УМК. Особое внимание участников семинара было обращено на содержание Методического пособия для учителя. В составе пособия приведены подробно разработанные формы организации внеурочной деятельности: проекты, кейсы, исследования и пр. Практический пример был показан на материале темы "Аппаратное обеспечение информационных технологий".
1 ноября 2018 года в Астрахани, в замечательном институте "Платформа" состоялась конференция издательства «Просвещение» "Качественное образование: современные вызовы и лучшие практики». В рамках данной конференции наш авторский коллектив представил два доклада на секции учителей информатики:
Методическая система обучения информатике на основе системно-деятельностного подхода
Конструирование программы внеурочной деятельности средствами УМК "Информатика 10-11 класс".
Помимо этого учителям также были представлены:
программа преподавания информатики (1 час в неделю)
конструктор внеурочной деятельности,
задачник с типовыми заданиями для 7-11 классов,
задачник по моделированию для 9-11 классов.
Предлагаем вашему вниманию презентацию выступления Шапиро К. В.
9 октября 2018 авторский коллектив в составе проф. Макарова Н. В., Титова Ю.Ф. и Шапиро К. В. представили комплексный доклад "Методическая система обучения информатике на основе системно-деятельностной концепции" выступление на 11 Международной конференции по преподаванию информатики в школе (ISSEP 2018). Наталья Владимировна подробно рассказала о методологии комплекта, которая позволила уже 20 лет назад заложить создать УМК, отвечающий современной концепции преподавания информатики. Выступление Юлианы Францевны раскрывало суть моделирования как универсального способа познания, основанного на системно-деятельностном подходе, и применимого как для преподавания информатики, так и других учебных предметов. Константин Вячеславович познакомил участников конференции с возможностью использовать УМК "Информатика 10-11. Базовый уровень" для организации внеурочной деятельности в школе и достижения метапредметных результатов.
27.04.2017 к.п.н. Шапиро К. В. провёл вебинар "Системный подход к раскрытию содержательных линий предмета «Информатика» на примере темы «Информационные технологии хранения, поиска, представления и анализа данных»".
В ходе вебинара были рассмотрены практические вопросы связанные с организацией серии уроков посвященных изучению баз данных и систем управления базами данных. В начале были рассмотрены методологические основы построения современного урока, раскрываемые на предметном содержанииУМК "Информатика 10-11 кл." Слушатели вебинара познакомились с дидактикой применения ключевых слов темы для организации входного и тематического контроля, использования их для построения внутрипредметных межпредметных связей. Также были рассмотрены, обусловленные предметом, способы мотивации обучающихся к изучению сложных тем. Константин Вячеславович подробно рассказал об авторском видении конструирования предметного содержания по данной теме в условиях ограниченного количества часов (3 часа) при 35-часовом планировании:
информационная модель предметной области, база данных и ее объекты, знакомство с программным обеспечением БД
реляционная модель данных;
СУБД, этапы разработки базы данных.
Для каждого урока были определены базовые понятия и логика их включения в содержание урока, даны рекомендации по выбору практических заданий и организации промежуточного контроля. Слушатели вебинара познакомились со специфическими методическими приёмами, позволяющими определить БД как один из универсальных инструментов формализации предметной области. В заключение вебинара Шапиро К. В. дал рекомендации по организации самостоятельной и внеурочной работы по теме.
Благодарим всех участников вебинара и приглашаем всех, кто не смог участвовать очно, к просмотру записи вебинара.
13 апреля 2017 года в Ленинградском областном институте развития образования авторский коллектив нашего УМК принял участие в межрегиональной очно-дистанционной научно-практической конференции «Внедрение инноваций в информатизации образования». За неделю до этих событий (04.04.2017) для учителей Ленинградской области проф. Макарова Н. В. провела свой авторский вебинар (для просмотра следует использовать браузер Internet E[plorer). 13 апреля состоялась очная часть конференции. Мероприятия были организованы как для учителей , так и для учащихся. Нашим авторским коллективом учащимся были предложены два интерактивных мероприятия, разработанные на основе нашего УМК:
интерактивная мастерская конструирования - Зеленина С. Б.,
квест на мобильных устройствах "Помоги известному учёному" - к.п.н. Нилова Ю.Н., к.п.н. Шапиро К. В. (квест реализован на базе АПК "СТОиК-контент").
Для учителей информатики была организована панельная дискуссия по актуальным вопросам преподавания информатики в условиях ФГОС. Вместе с представителем нашего авторского коллектива к.п.н. Шапиро К. В. в панельной дискуссии участвовали педагоги ленинградской области и Конопатова Н. К., и Педагоги обсудили вопросы содержания, организации урочной и внеурочной деятельности.
Всероссийская конференция с международным участием "Информационные технологии для Новой школы" по праву считается одной из самых содержательных конференций, посвященных вопросам информатизации образования и преподавания информатики как учебного предмета. Восьмая конференция ИТНШ собрала более 2000 участников из более чем 60 регионов страны и зарубежа. Наш авторский коллектив организовал и провёл серию мероприятий в рамках данной конференции:
29 марта к.п.н. Нилова Ю.Н. в рамках выездного семинара в ГБОУ СОШ № 501 с углубленным изучением предмета информатики и информационно-коммуникационных технологий представляли опыт решения задач в прикладных средах и средах программирования;
31 марта к.п.н. Шапиро К.В. провел для учителей информатики мастер-класс: "Конструирование программы внеурочной деятельности средствами УМК «Информатика 10-11 класса»" В ходе мастер-класса учителя познакомились с возможностями, которые предоставляет УМК по конструированию программ внеурочной деятельности на предметном содержании информатики и с возможностями конструирования программ внеурочной деятельности по другим предметам с целью целенаправленного формирования ИКТ-компетентности. В ходе круглого стола были расмотрены возможности методического пособия для учителей по стандартизации методической работы учителя.
1. Какие учебники участники используют при обучении в 10-11-х классах по базовому курсу? Что привлекательного в конкретном учебнике, а что не нравится?
2. Какой учебный материал хотелось бы видеть в идеальном учебнике по информатике по базовому курсу в старшей школе?
3. Как должна быть организована деятельность старшеклассников при обучении информатике и на чем нужно ставить акцент в обучении?
4. Как вы видите соотношение теоретической части и практической в старшей школе?
5. Что Вы бы рекомендовали изучать в теоретической части (для расширенного курса)?
6. Какие Вы бы рекомендовали изучать информационные технологии в старшей школе (для расширенного курса)?
7. Какой имеется опыт организации внеаудиторной работы в старшей школе?
8. По каким предметам и в каком формате Вам удалось организовать совместную деятельность в Вашей школе в соответствии с декларируемой ФГОС системно-деятельностной концепцией?
9. Как вы представляете себе межпредметную интеграцию? В чём она должна состоять?
10. Проблемы и практический опыт обучения моделированию в старшей школе.
11. Обучение программированию в старшей школе по базовому курсу: проблемы и пути их решения, практический опыт.
12. Что нужно выносить на внеурочную деятельность?
13. Какие проекты и исследования Вы бы рекомендовали провести в обязательном порядке?
14. Как должно быть организовано сопровождение УМК электронными образовательными ресурсами?
15. О соотношении почасового планирования курса информатики и его содержания.
Уважаемые коллеги! Завтра начинает работу Всероссийская конференции с международным участием «Информационные технологии для Новой школы». Во время её проведения вы получите возможность встретится с авторами нашего коллектива в различных форматах и не только послушать их, но и поучаствовать в обсуждении актуальных вопросов обучения информатике и поработать на практических мероприятиях. Для участия в мероприятиях с ограниченным числом участников требуется предварительная регистрация на сайте в личном кабинете участника конференции. Но мы постарались разнообразить форматы наших встреч и поэтому в некоторых мероприятиях вы можете принять участие в явочном порядке. Мероприятия состоятся: 29.03.2017 Выездной семинар: "Компьютерные технологии взаимодействия как средство реализации системно-деятельностного подхода в образовании"
Место проведения: ГБОУ СОШ № 501 с углубленным изучением предмета информатики и информационно-коммуникационных технологий, Кировский район СПб (требуется предварительная регистрация). Участники семинара смогут познакомиться с опытом школ района в области использования информационных технологий в образовательном процессе с акцентом на интеграцию интерактивных методов обучения и компьютерных технологий, как обеспечивающих целенаправленную учебную деятельность.
09:30 29.03.2017 • Аудитория пока не определена • ГБОУ СОШ № 501 с углубленным изучением информатики и ИКТ
Изучение информатики - основа формирования информационной компетентности учащихся. Но помимо учителей информатики этим должны заниматься и остальные педагоги. УМК "Информатика 10-11" предоставляет возможность и инструменты для проектирования программ внеурочной деятельности как на основе предметного содержания УМК, так и на основе предметного содержания других областей.
Аудитория 315 • ГБОУ Школа № 509 (требуется предварительная регистрация)
Макарова Наталья Владимировна, профессор, СПбГУАП Шапиро Константин Вячеславович, методист, ГБОУ гимназия № 528 Невского района Санкт-Петербурга Нилова Юлия Николаевна, заместитель директора по УВР (ИКТ), ГБОУ СОШ № 501 с углубленным изучением предмета информатики и ИКТ Кировского района СПб Титова Юлияна Франценва, зав. кафедрой, АНО ВО Смольный институт РАО
Обсуждение актуальных проблем изучения информатики в старшей школе.
Концепция, методика и информационные технологии обучения старшеклассников на основе системно-деятельностного подхода на базе УМК «Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень». Под ред. профессора Н.В.Макаровой (издательство «Просвещение. Бином») Аудитория 320 • ГБОУ Школа № 509 (вход свободный )
Изучение темы "Техническое и программное обеспечение информационных технологий" в старшей школе, когда дети уже вовсю работают на этих самых компьютерах и используют различные программы, вовсе не просто. А в условиях дефицита времени еще и страшно.
Нам кажется, что основная задача старшей школы в рамках этой содержательной линии: обобщить и систематизировать уже сформировавшиеся представления о компьютере как о системе и описать компьютер как элемент более сложных систем. Обо всём этом мы и поговорим с вами завтра! Приходите на наш вебинар! Дата: 22.03.2017 Время: 11:00–13:00 Тема: Системный подход к раскрытию содержательных линий предмета “Информатика” на примере темы “Техническое и программное обеспечение информационных технологий” Ведущий: Шапиро Константин Вячевлавович, почетный работник образования, кандидат педагогических наук, учитель, методист, научный руководитель гимназии № 528 Невского района Санкт-Петербурга, руководитель РЭП по проектированию индивидуальной образовательной траектории, преподаватель Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий, эксперт федеральной Комплексной Информационно-Аналитической системы (КИАС) Министерства образования и науки РФ, председатель общественного совета образовательных организаций "Новое электронное пространство в школе", Лауреат президентской премии в области образования «Воспитание подрастающего поколения – будущее России», Лауреат Санкт-Петербургского конкурса педагогических достижений в номинации «Молодой руководитель» Ссылка для подключения и участия в вебинареhttps://my.webinar.ru/event/922628
Вчера 31 января 2017 Кафедра математики и информатики СПб АППО организовала и провела семинар-презентацию нового учебника авторского коллектива под руководством проф. Н.В,Макаровой «Системно-деятельностный подход в преподавании информатики на основе УМК под редакцией проф. Н.В. Макаровой». В мероприятии приняли участие более 50 учителей из разных районов Санкт-Петербурга. Это первая масштабная презентация УМК в родном городе авторов.
После приветствий и вручения участникам семинара раздаточных материалов к.п.н. Ю.Ф. Титовапознакомила собравшихся с концептуальными основами УМК и его методологией. Юлияна Францевна подробно представила, системообразующую для всего УМК, идею о моделировании как ведущей педагогической технологии при реализации системно-деятельностного подхода. Продемонстрировала практические подходы к информационному моделированию в программных средах общего назначения. Презентация доклада. к.п.н. К. В. Шапирорассказал о структуре УМК и его отдельных компонент, подробно представил структуру методического пособия. В ходе своего выступления он рассказал о новых возможностях, предоставляемых учителям информатики и других предметов, для организации внеурочной деятельности, в т.ч. метапредметного характера. Также подробно были рассмотрены способы органзация деятельности учащихся на основе УМК. Презентация доклада. «Как организовать урок по программированию на основе системно-деятельностного подхода при моделировании ситуационных задач» - к.п.н. Ю.Н. Нилова, С.Б. Зеленина, Е.В. Лебедева. Презентация доклада.
26.01.2017 в ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга состоялся семинар для учителей информатики по нашему УМК: "Реализация системно-деятельностного подхода в информатике. Новый УМК под ред. проф. Макаровой Н. В. 10-11 класс". В ходе выступления Шапиро К. В. познакомил учителей со структурой УМК «Информатика. 10-11 класс», организацией деятельности учащихся иучителя на основе УМК, организацией внеурочной деятельности и метапредметных проектов на основе УМК, Титова Ю. Ф.рассказала о системно-деятельностном подход в обучении как методологической основе реализации ФГОС в УМК, познакомила с принципами построения УМК и логикой построения ситуационных задач.