Бешенков Сергей Александрович
Профессор РАО, доктор пед.наук, автор систематического курса по информатике для 10-11 классов. Руководитель группы реализации концепции непрерывного курса информатики. Научный консультант УМК БИНОМ, эксперт по вопросам ФГОС.
Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различной средах (системах), а также о методах и средствах их автоматизации.
Общеобразовательный предмет информатики с необходимостью отражает все перечисленные аспекты информатики:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);
основные области применения информатики: технологии, управление, социум;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
По емкой мысли Ю.Н.Афанасьева образование призвано, прежде всего, сформировать способность человека самостоятельно осмысливать все проявления сущего. Старшее поколение не должно навязывать молодежи, ни своих ценностей, ни своих заблуждений. В его задачу входит, образно говоря, передать мир «с рук на руки», в надежде, что молодое поколение организует жизнь наилучшим для себя образом. Из этой очевидной и бесспорной позиции вытекает вполне определенная стратегия образования: необходимо предоставить всем школьникам как можно больше возможностей для самостоятельного осмысления жизни. При этом необходимо не только продекларировать эту мысль, но и предоставить инструмент для этого осмысления.
Современный курс информатики: от элементов к системе
Современный курс информатики – беспрецедентное явление в мировой педагогической практике. Как правило, от возникновения научной дисциплины до осознания ее общеобразовательной значимости (если таковое происходит) и включение ее основ в школьное образование проходит минимум несколько десятков лет, а то и сотен лет. В течение этого времени стабилизируется научный аппарат, определяется методология и формируются общие методические подходы – то есть устанавливается некий системный взгляд на данную дисциплину. Для информатики этот процесс до настоящего момента все еще не завершился, хотя уже около двадцати лет она вошла в состав обязательных общеобразовательных предметов. Но именно фрагментарность, отсутствие системного взгляда на предмет является в данный момент главной проблемой в содержании обучения информатике и информационным технологиям.
Примерная (базисная) учебная программа по информатике разработана с учетом уже накопленного опыта преподавания информатики в школе на протяжении ряда лет, с опорой на новую идеологию построения современного общего образования, ориентацию его на достижение значимых образовательных результатов. Без освоения или знакомства с этими результатами уровень основного общего образования, достигнутый школьником, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.
СОВРЕМЕНЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ: ОТ КОНЦЕПЦИИ К СОДЕРЖАНИЮ
Данная статья является логическим продолжением предыдущей. В ней раскрывается содержание общеобразовательного курса информатики, непосредственно вытекающее из основных положений, сформулированных в предыдущей статье.
ГУМАНИТАРНАЯ ИНФОРМАТИКА: ОТ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДЕЛЕЙ К ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРИНЦИПАМ
Информатика в настоящий момент — в большей мере «информатика фактов и технологий». Однако, в ее общем определении — «информатика есть научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации этих процессов» — фиксируется стремление к обретению законов и зако-номерностей, что представляется невозможным без развития «информатики принципов» — гуманитарной информатики.