Стихи о нас
Богатство
Идей,
Новизна,
Оптимизм и
Мудрость
Рождению гениев пусть помогает трудность.
Трудности эти уже превратились в смыслы.
Борьба,
Интерес,
Наука,
Ответственность,
Мысли…
Тивикова С.К., зав. каф. начального образования НИРО
|
Школьные сетевые кластерыИнициатива «НИО» предусматривает формирование межшкольной инфраструктуры, гарантирующей качественные образовательные услуги каждому ребенку в регионе. Если каждая отдельная школа объективно не сможет предоставить своим школьникам все имеющиеся в регионе образовательные услуги, то партнерская сеть школ, связанная также по сети Интернет, имея распределение функционала в сети, где каждая школа проявляет наибольшую успешность в ряде отдельных функций, позволят школьнику выбрать недостающие ему услуги в школах этой сети. Важным свойством такой инфраструктуры является ее опора на наиболее успешные школы и на предоставление опыта этих школ всем школам сети при условии продолжения наращивания потенциала школ сети. Такой инфраструктурой являются школьные сетевые кластеры, где узлом каждого кластера становятся опорные школы – инноваторы, способные уже сейчас реализовать новые образовательные услуги и новые образовательные технологии. Объединяет работу всех кластеров и в первую очередь через опорные школы каждого кластера, а также помогает инновационному опыту кластера перерасти в устойчивую образовательную услугу нового поколения, связывает опорные школы в научное взаимодействие региональная методическая служба – ИПК.
Формирование новых цифровых образовательных сервисов для удаленных школ и отдельных групп школьников на основе современных Интернет теле технологий (видео контроль аттестационной процедуры удаленного школьника, видео трансляция лекций, занятий, консультаций высококвалифицированного педагога из профильной школы, вуза-партнера профильного обучения, видео урок с обратной связью для 2-4 удаленных групп школьников в режиме ответа, выступления школьника) позволит реализовать конституционное право каждого школьника - доступность образовательной услуги высокого качества. Получить консультацию по отечественной разработке Интернет-телетехнологий можно здесь (http://vidicor.ru/).
Системы интернет-видеосвязи
При этом огромную роль играет выявление к концу обучения в основной школе мотивации школьников к тому или иному профилю обучения. Сетевые конкурсы, олимпиады (особенно открытые олимпиады школьного этапа Всероссийских предметных олимпиад, которые практически повсеместно не проводятся, что лишает детей возможности активно войти в олимпиадное движение непосредственно в школе), участие детей в научно-исследовательских удаленных лабораториях при вузах, социальных активностях со взрослыми (социальных сетевых клубах, секциях, конференциях, сессиях), включая вовлечение школьников в социокультурную общественную и познавательную деятельность в регионе вместе с музеями, СМИ, театрами, библиотеками, органами общественной экспертизы при правительстве в территории – позволит на постоянной основе формировать единые региональные рейтинги активностей детей, отраженные в их портфолио, в том числе в электронном виде. На основе таких рейтингов возможно строить механизмы выявления и отбора школьников по предоставлению им услуг профильного обучения индивидуальной направленности, в том числе через цифровые образовательные сервисы в сетевых школьных кластерах. Получить консультацию о возможности формирования механизмов в регионе по проведению открытых этапов школьного этапа олимпиад через Интернет силами региональной методической комиссии в одни сроки с гарантированным качеством можно в Центральной методической комиссии олимпиад по информатике (info@rusolymp.ru) или на форуме портала Всероссийских олимпиад школьников (ссылка на форум на http://www.rusolymp.ru/)
В каждом кластере опорные школы имеют педагогических партнеров – это их школы-спутники, которые, консолидируя усилия в кластере, усиливают педагогические эффекты инновационных школ, распространяя их для детей школ всего кластера, а также ведомые школы и дошкольные учреждения– это малокомплектные школы, детские сады, имеющие необходимые ИКТ ресурсы для вовлечения их в орбиту кластера по всем образовательным услугам и социальному партнерству через школы-спутники. Можно сказать, что ряд новых образовательных услуг будет курировать конкретный кластер в регионе (как лидер направления), но он должен быть открыт всем заинтересованным детям для участия в партнерстве. Удобно уже изначально формировать профильный кластер как сеть школ удаленного обучения, школ, которые устойчиво потребляют эту услугу, например удаленные, малокомплектные школы, имеющие дефициты кадрового потенциала. Опорная школа и школы спутники этого кластера должны быть подобраны в сеть так, чтобы сосредоточить мощный кадровый потенциал, ИКТ и технический ресурс, а также опыт партнерства с детьми удаленных школ кластера по данному направлению. Если кластер сформирован на долгосрочную перспективу, это позволит в дальнейшем опорной школе стать гарантом качества образовательной услуги данного направления и вовлекать в орбиту этого кластера все школы, а те школы, которые потеряли актуальность такой услуги, смогут вовлечься в орбиту другого кластера, где они испытывают актуальность партнерства. Одна и та же школа может входить не в один кластер, а в несколько, с учетом выбранного школой профиля партнерства. Так, даже опорная школа одного кластера может быть ведомой школой в другом кластере. Например, опорная школа кластера экстерн-обучения может сама быть ведомой в кластере школ по профилю «Музейное дело и региональная коллекция Родной край». Важно отобрать в кластер устойчиво работающих партнеров – школы – спутники.
В каждый кластер входят не только педагогические, но и социальные партнеры – это вузы, библиотеки, музеи, СМИ (издательства газет, телестудии и радио студии), театры, спортивные центры, здравоохранительные учреждения, сообщество производителей, органы управления территориями. Ряд партнеров может курировать не все, а только те кластеры школ региона, которые активны в соответствующем функциональном определении (профилизации). Такие партнеры способствуют, чтобы школьная жизнь приносила в обучение реальные результаты сотрудничества детей и взрослых: школьные каналы вещания и телепередачи, школьные журналы, школьные газеты – как приложения к реальным СМИ, школьные театральные мастерские, межшкольные спортивные общества, школьные музеи, научно-исследовательские школьные лаборатории, секции юных конструкторов – как филиалы соответствующих организаций. Важную роль имеет партнерство по линии профориентации – встречи детей с сообществом производителей в регионе, знакомство с профессиями.
Таким образом, можно выделить следующие направления профилей кластеризации школ:
-
региональный сетевой кластер профильного обучения,
-
культурологический сетевой кластер,
-
социокультурное партнерство школ,
-
школьные СМИ,
-
сетевые конкурсы и олимпиады, научно-исследовательская деятельность.
Построение моделей НИО в регионах – дело специалистов образования регионов.
Издательство БИНОМ в рамках этой инициативы предлагает организовать научно-методическое партнерство для консолидации большого опыта по перспективным направлениям развития школьного дела в новом информационном мире.
|
|