22.10.2009
Конференция «Современный школьный учебник: взаимодействие государства и гражданского общества»
21 – 24 сентября 2009 г. состоялась Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Современный школьный учебник: взаимодействие государства и гражданского общества», организованная Ассоциацией издателей и пользователей учебной литературы «Российский учебник».
Конференция проводилась при поддержке Государственной Думы Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и при участии Российской Академии образования. В конференции приняли участие представители науки, руководители институтов повышения квалификации работников образования, руководители образования субъектов Российской Федерации, учителя, издатели учебной литературы.
Цели конференции:
- анализ опыта практического применения новой системы обеспечения образовательных учреждений общего образования учебниками;
- обсуждение механизмов нормативно-правового регулирования учебного книгоиздания для общеобразовательной школы;
- обсуждение опыта взаимодействия государственных и общественных организаций, роли образовательного сообщества в обеспечении качества и доступности учебников;
- анализ взаимодействия федеральных властных структур и издателей с регионами в обеспечении качества и доступности учебников.
Работа конференции проходила в гостиничном комплексе санатория «Отрадное».
Всего в работе конференции приняли участие представители 50 территорий Российской Федерации:
- Республика Алтай
- Республика Башкортостан
- Республика Ингушетия
- Республика Калмыкия
- Республика Карелия
- Республика Коми
- Республика Марий Эл
- Республика Саха
- Республика Северная Осетия
- Республика Татарстан
- Республика Удмуртия
- Чеченская Республика
- Чувашская Республика
- Краснодарский край
- Ставропольский край
- Архангельская область
- Астраханская область
- Брянская область
- Владимирская область
- Волгоградская область
- Вологодская область
- Воронежская область
- Ивановская область
- Костромская область
- Курганская область
| - Ленинградская область
- Липецкая область
- Московская область
- Мурманская область
- Нижегородская область
- Новгородская область
- Оренбургская область
- Пензенская область
- Пермская область
- Псковская область
- Ростовская область
- Рязанская область
- Свердловская область
- Смоленская область
- Тамбовская область
- Тверская область
- г. Тверь
- Тульская область
- Ульяновская область
- Челябинская область
- Ярославская область
- г. Рыбинск
- г. Москва
- Ханты-Мансийский АО
- Ямало-Ненецкий АО
|
Участниками конференции стали 20 учебных издательств:
1. Академкнига / Учебник
2. Ассоциация XXI век
3. АСТ-Пресс
4. Баласс
5. БИНОМ
6. Вентана-Граф
7. ВИТА-ПРЕСС
8. Владос
9. Дрофа
10. Издательский дом «Федоров»
11. Интеллект-Центр
12. Легион (г. Ростов-на-Дону)
13. Макмиллан
14. Мнемозина
15. Образовательные компьютерные технологии
16. Русская школьная библиотечная Ассоциация
17. Русское слово
18. Современные образовательные технологии
19. Титул
20. Экзамен
Состоялись пленарные заседания и заседания секций:
- Качество и доступность школьных учебников: региональный опыт
- Инновации в учебном книгоиздании для школы: стандарты и перспективы.
На пленарных заседаниях выступили:
Калина И.И. – заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Смолин О.Н. – заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации, член-корреспондент РАО, президент Ассоциации «Российский учебник»
Рыжаков М.В. – директор Института содержания и методов обучения РАО, действительный член РАО
Семенов А.Л. – ректор Московского института открытого образования, член-корреспондент РАО
Турбовской Я.С. – председатель Совета директоров школ стран СНГ, президент Академии творческой педагогики
Работой секции «Качество и доступность школьных учебников: региональный опыт» руководил Власов Андрей Владимирович – генеральный директор Издательского дома «Федоров», вице-президент Ассоциации «Российский учебник»
Было сделано 12 докладов:
1) Современный УМК как средство опережающего развития школьников (Издательство БИНОМ) - Цветкова Марина Серафимовна - заместитель Генерального директора издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»
2) Построение индивидуальной траектории обучения при изучении предмета на профильном уровне по учебникам "Дрофы" (Издательство «ДРОФА») - Панасенкова Ольга Алексеевна, заместитель главного редактора, канд.пед.наук
3) Обеспечение качества школьного учебника нового поколения по английскому языку (Издательство «ТИТУЛ») - Денисенко Ольга Анатольевна, главный редактор издательства "Титул", канд. пед. наук, доцент
4) Использование Интернет ресурсов и мультимедийных технологий как средство оптимизации преподавания английского языка на всех этапах обучения (Издательство «МАКМИЛЛАН») - Клигерман Ольга Генриховна – директор представительства издательства «Макмиллан» в России
5) Учебники истории для основной и старшей школы. Проблемы поступательности и преемственности (Издательство «МНЕМОЗИНА») - Алексашкина Людмила Николаевна, доктор пед. наук, канд. ст. наук, профессор Института содержания и методов обучения РАО, автор учебно-методического комплекта по истории для 9-11 классов издательства <Мнемозина>
6) Новое качество содержания УМК в условиях реализации общеобразовательного стандарта второго поколения (Издательство «ВИТА-ПРЕСС») - Сухова Ольга Александровна - заместитель Генерального директора Издательства "ВИТА-ПРЕСС"
7) Современные учебники и их использование в регионах (Издательство «БАЛАСС») - Бунеев Рустэм Николаевич, доктор пед. наук
8) ЕГЭ – 2010 (Издательство «ЭКЗАМЕН») - Ерохина Елена Ленвладовна
9) Совершенствование качества УМК по системе развивающего обучения Л.В. Занкова как отражение требований времени (ИД «ФЕДОРОВ») - Власов Андрей Владимирович- Генеральный директор ИД «Федоров»
10) Современному этапу образовательной интеграции – равные права и возможности в образовании и воспитании детей с нарушениями в развитии (Издательство«ВЛАДОС») - Шевченко Карина Михайловна – главный редактор издательства «Владос»
11) Опыт работы с регионами по усовершенствованию УМК (Издательство «РУССКОЕ СЛОВО» - Агафонов Сергей Валерьевич – директор методического отдела издательства «Русское слово»
12) Стандарт второго поколения: развитие общих умений на примере литературы Издательства «ЭКЗАМЕН» - Иванова Ирина Викторовна
13) Реализация Рекомендаций Парламентских слушаний по вопросам школьных библиотек - важный шаг в формировании национальной политики их развития («РУССКАЯ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ») - Жукова Татьяна Дмитриевна – президент Русской школьной библиотечной ассоциации
На секции активно обсуждались вопросы обеспечения качества школьных учебников за счет совершенствования технологии редакционно-издательского процесса, использования мультимедийных и Интернет-технологий, создания инновационной учебной литературы.
Работой секции «Инновации в учебном книгоиздании для школы: стандарты и перспективы» руководил Кузнецов Борис Александрович – директор Ассоциации «Российский учебник», доцент
Было сделано 13 докладов:
1) Новый стандарт и получение нового образовательного результата (Издательство «БАЛАСС») - Вахрушев Александр Александрович
2) Инновации и стандарты в создании УМК (Издательство «РУССКОЕ СЛОВО») - Лобзина Марина Ивановна – заместитель Генерального директора издательства «Русское слово»
3) Разъяснение о порядке исполнения "Закона о русском языке образовательными учреждениями РФ на основе Приказа Минобрнауки РФ № 195 о государственном перечне словарей (Издательство «АСТ-ПРЕСС») – Деревянко Константин Сергеевич – руководитель Культурно-просветительской программы «Словари XX века»
4) Опыт взаимодействия Федерального научно-методического центра им. Л.В.Занкова и Издательского дома "Федоров" в создании учебников развивающего обучения нового поколения (ИД «ФЕДОРОВ») - Яковлева Светлана Геннадьевна - директор Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова, канд.пед.наук, доцент
5) Опыт формирования системы контроля качества учебных пособий (Издательство «ЛЕГИОН», г. Ростов-на-Дону) – Василенко Наталья Николаевна – заместитель Генерального директора издательства «Легион»
6) Реализация современных педагогических технологий в инновационном учебно-методическом комплексе "Навигатор" (Издательство «ДРОФА») - Масленникова Ольга Николаевна – заместитель начальника отдела подготовки мультимедийных изданий, канд.пед.наук, доцент.
7) УМК «Гармония» и стандарты второго поколения (Издательство «АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК») - Кочетков Олег Геннадьевич – Генеральный директор издательства «Ассоциация XXI век»
8) Отражение инновационных и традиционных подходов в образовании в проектах издательства "Интеллект-Центр (Издательство «ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР») - Миндюк Михаил Борисович – Генеральный директор издательства «Интеллект-Центр», канд.пед.наук
9) Современный учебник русского языка как основа формирования метапредметных умений и навыков (Издательство «МНЕМОЗИНА») - Львова Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией обучения русскому языку Института содержания и методов обучения РАО
10) Инновационные интерактивные учебно-методические комплекты как основа реализации творческого и интеллектуального потенциала современного школьника (Издательство «АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК») - Пименов Борис Дмитриевич – Генеральный директор издательства «Академкнига / Учебник»
11) Разработка и использование инновационных средств обучения в образовании (мультимедийные приложения к учебникам и интернет-проекты) – (Издательство «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ») - Конобеев Алексей Васильевич – директор по развитию ООО «Образовательные Компьютерные Технологии”, канд. пед. наук
12) Современные образовательные технологии – детям с ОВЗ, педагогам и родителям (Издательство «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ») - Сургутанов Андрей Витальевич – директор издательства «Современные образовательные технологии»
13) Проблемы взаимодействия по книгообеспечению в условиях многообразия регионального финансирования (Издательство «БИНОМ») - Винт Галина Ильмаровна – заместитель Генерального директора издательства «БИНОМ»
На секции была обсуждена роль традиционных учебников и их возможная интеграция с цифровыми ресурсами, подготовленными с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Отмечено, что инновационный учебник аккумулирует достоинства традиционного учебника вместе с использованием новых педагогических форм при соответствующей поддержке ресурсами ИКТ. Были также высказаны предложения по возможным решениям проблем поставок учебной литературы для школы. По итогам работы секций и в ходе совещания участников и устроителей конференции предложено подготовить методические рекомендации для Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений в регионах в целях реализации ст. 29 «Закона об образовании» и выполнения требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.06 № 94-ФЗ в части децентрализации обеспечения школ учебной литературой.
Вторая научно-практическая конференция «Современный школьный учебник: взаимодействие государства и гражданского общества» показала актуальность обсуждаемых проблем и их практическое значение для широкого круга специалистов в области образования и учебного книгоиздания. Конференция становится признанным каналом профессиональной информации в области учебного книгоиздания для общеобразовательной школы, площадкой обмена практическим опытом в этой сфере.
по материалам
Итогового документа