Якушина Е.В. Электронно-образовательные ресурсы (ЭОР) к 2-4 кл. по информатике и ИКТ издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»
Лаборатория знаний
Вконтакте YouTube
+7 (495) 789-30-40
Каталог
Поиск книг
Электронные приложения
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Стихи о нас

Богатство
Идей,
Новизна,
Оптимизм и
Мудрость
Рождению гениев пусть помогает трудность.

Трудности эти уже превратились в смыслы.
Борьба,
Интерес,
Наука,
Ответственность,
Мысли…

Тивикова С.К., зав. каф. начального образования НИРО

Партнёры



Городской проект "Школа Новых Технологий"

Образовательный холдинг Развивающе Обучение

Издательство «Ассоциация 21 век»














Якушина Е.В. Электронно-образовательные ресурсы (ЭОР) к 2-4 кл. по информатике и ИКТ издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»

В данном разделе представлены электронные статьи -  приложения к номерам газеты 



Якушина Е.В. Электронно-образовательные ресурсы (ЭОР) к 2-4 кл. по информатике и ИКТ издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Якушина Е.В. Электронно-образовательные ресурсы (ЭОР) к 2-4 кл. по информатике и ИКТ издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Якушина Екатерина Викторовна
К.п.н, старший научный сотрудник
лаборатории медиаобразования ИСМО РАО,
программист-разработчик ЭОР
к учебникам «Информатика и ИКТ» 2-4 класс
Матвеевой Н.В. (и авторского коллектива)
издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Перед созданием ЭОР (электронно-образовательного ресурса) по информатике и ИКТ был  проведен тщательный анализ педагогических качеств существующих электронных образовательных ресурсов. Он показал, что во многих из них встречаются фактические ошибки, выразительные возможности экрана часто не только не подчинены, но и не связаны с дидактическими задачами, интерактивность пользователя не поддерживается познавательной занимательностью, она обуславливается заданным изначально учебным целеполаганием и директивно структурированным содержанием.

Способы предъявления учебной информации, как правило, ограничиваются большими текстами, в которые иногда включаются фрагменты анимации или аудиотекста. При чтении текста возникают значительные трудности, связанные с неудачным соотношением цвета фона и цвета шрифта, его размером и гарнитурой. Визуальная информация слабо связана с предъявляемыми текстами, хотя по замыслу авторов, должна служить иллюстративным материалом. Звуковой ряд, сопровождающий фрагменты анимации, полностью повторяет визуальный и не организует наблюдение учащихся за событиями, происходящими на экране.

Зачастую обучающие программы работают в активном режиме, а интерактивные возможности современной компьютерной техники не используются. Ученик не получает помощи ни при изучении нового материала, ни при выявлении недостатков в полученных знаниях. В некоторых случаях дается реакция на неправильный ответ на контрольный вопрос в виде недовольного лица  или звука. Авторы не учитывают необходимость создания “ситуации успеха” при работе с программой и поэтому не предоставляют повторной попытки ответа.

Серьезным, недостатком учебных CD-дисков является необходимость изучения правил работы с программами (недружественный интерфейс). Обучающемуся приходится думать не только над предложенной учебной информацией, но и над тем, по какой экранной кнопке и как нужно щелкнуть. Это создает дополнительный барьер в работе с обучающей программой.

Тем не менее, очевидно, что электронная версия может служить источником учебной информации и при определенных условиях дополнять традиционный учебник. Условия можно сформулировать так:

  • научность содержания,
  • подчиненность формы подачи информации и используемых выразительных средств учебным целям,
  • образовательная технологичность,
  • структурирование содержания по принципу создания образовательной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию обучения каждому пользователю.

Принципиально важно соответствие основным дидактическим принципам: наглядность, возрастные возможности пользователей и др.

При этих условиях электронными образовательными ресурсами всегда будет обеспечен потребитель. Наибольший потребительский потенциал, однако, имеют не индивидуальные пользователи, а коллективные образовательные учреждения различного типа. Идея комплексного использования традиционного учебника в сочетании с диском, на котором, по сути, представлен дополняющий учебник наглядно-демонстрационный, справочный материал, материал для закрепления тем, весьма плодотворна. Она реализуема при хорошем техническом оснащении образовательного учреждения и при профессиональной готовности преподавателя.

Учебно-методический комплект (УМК) представляет собой, по сути, комплект средств обучения, в который входят:

  • традиционный учебник
  • рабочая тетрадь на печатной основе
  • диск с ЭОР
  • методическое пособие для учителя

Системообразующим элементом, как правило, является учебник.

При разработке ЭОР к УМК «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» для 2-4 классов мы опирались на научно-педагогические требования к информационно-обучающим системам.

  1. По назначению электронные образовательные ресурсы должны служить формированию у учащихся систематических прочных и осмысленных научных знаний, способствовать формированию умений работать с информацией, создавать собственную систему восприятия и критического мышления, аналитического отношения к проблемам и месту конкретной информации в общей картине понятий и представлений о мире, развивать познавательную активность, служить повышению качества и эффективности педагогического труда.
  2. Желательно включение в ЭОР разнообразных познавательных заданий, связанных с предлагаемым экранным материалом.
  3. Содержание ЭОР должно включать научно достоверную информацию, в нашем случае полностью соответствовать материалу учебника. Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности школьников, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.
  4. Учебный материал должен быть доступен для экранизации и передачи информации с помощью комментариев учителя. При отборе материала для зрительного ряда преимущество следует отдавать крупным и средним планам, по возможности избегая дальних планов и мелких деталей.
  5. Информация должна преподноситься в живой эмоциональной форме. Однако, недопустимы кадры, вставки, эпизоды, не связанные с учебной темой, даже в том случае, если они интересны сами по себе.
  6. При создании пособия должны соблюдаться гигиенические требования, направленные на сохранение зрения и предупреждение переутомления школьников. Размеры букв, цифр, знаков (кегль), их гарнитура, цвет, а также расстановка знаков в словах, а слов в предложениях должны способствовать четкому различению и хорошему восприятию информации. Кегль основного текста должен быть не менее 14 пунктов для серифного шрифта (например, Times New Roman) и 12 пунктов для рубленого шрифта (например, Arial). Заголовки лучше выделять увеличением кегля.
  7. Следует избегать больших текстовых фрагментов. Оптимальная длина строки составляет 40 – 42 знака. В более длинной строке следует применять серифные шрифты, помогающие “держать” строку. Недопустимо использование для чтения текста полос прокрутки или кнопок перехода от экрана к экрану.
  8. На различимость объектов влияют цвет фона и цвет изображений на нем, их контрастность. Лучшими соотношениями фона и изображений являются белый-синий, черный-желтый, зеленый-белый, черный-белый.
  9. Компьютер как средство обучения не может быть объектом изучения. Поэтому интерфейс программы должен быть интуитивным и не требовать специального обучения работе с программой. Представляется рациональным использование стандартного интерфейса программ для Windows. При этом следует стремиться к максимальному использованию стандартных меню и кнопок на панелях инструментов, по возможности сохраняя их расположение на экране.
  10. Для выделения в текстах наиболее важных частей можно использовать полужирное и курсивное начертание знаков, выделение цветом знаков и фона, рамки, а также их сочетания. Для смысловых выделений не следует использовать подчеркивание, которым по умолчанию выделяются гиперссылки.
  11. Отбор учебного материала должен обеспечивать комплементарность диска с учебником, входящим в состав УМК и являющимся системообразующим в нем.
  12. В максимальной мере использовать возможности современной компьютерной техники для организации интерактивной работы обучающегося с пособием. Это следует учитывать не только при разработке контрольных заданий, но и при подготовке сообщаемой учебной информации.

Исходя их данных требований, в качестве основополагающего был избран веб-интерфейс ЭОР с удобной и интуитивно понятной навигацией. Сами же блоки учебных заданий и демонстраций были созданы в программе Adobe Flash.


Ядром УМК «Информатика и ИКТ» издательства "БИНОМ. Лаборатория знаний" для начальной школы служат учебники, вошедшие в Федеральный перечень:

Основу инвариантных узлов содержания курса «Информатики и ИКТ» составляют три блока: знаниевый (информацион­ные процессы, информационные модели и информационные системы), инфор­мационно-технологический (умения использовать ИКТ-ресурсы) и информационно-деятельностный (навыки при­менения информационной деятельности на практике).

ЭОР по информатике и ИКТ  для 2-4 классов издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» представляет собой образовательный ресурс для реализации непрерывного обучения информатике и ИКТ в школе.
ЭОР сопровождают каждый параграф учебника и содержат набор заданий как обучающего, так и диагностического характера.

Применение учителем на уроках информатики ЭОР наряду с традиционными способами обучения позволяет:

ЭОР состоит из 4 глав, каждая глава соответствует главе учебника. Виды работы с пособием – групповая, индивидуальная.
Учебный материал каждого параграфа представлен в ЭОР тремя модулями: ПОНЯТЬ (и ВСПОМНИТЬ), ЗНАТЬ, УМЕТЬ.



Также в конце каждой главы находится блок ТЕПЕРЬ МЫ ЗНАЕМ.
В модули входят различные типы ресурсов.

Материал электронных заданий является поддержкой для учителя при объяснении темы на каждом уроке и, в зависимости от цели главы, позволяет помочь школьникам вспомнить и повторить пройденное в предыдущем классе или закрепить и повторить новый учебный материал.
ПОНЯТЬ

На страницах данного раздела схематично представлены ключевые идеи для объяснения, повторения и (или) обобщения базовых понятий информатики. Содержание выступает в качестве иллюстративного материала, предназначенного для наглядного сопровождения объяснения учителем данной темы при фронтальной работе с классом.

К материалам раздела целесообразно обратиться и на последующих этапах работы над темой: при закреплении, обобщении, повторении изученного. Тогда работа с диском может быть организована в индивидуальной форме в качестве самостоятельной работы учащегося.

Модуль ПОНЯТЬ включает в себя демонстрационные ресурсы (анимация, рисунки, таблицы, схемы,  сопровождающие материал параграфов  учебника).

Типы ресурсов следующие:
Демонстрационный материал в чистом виде, без элементов интерактивности – текст и три меняющиеся картинки, иллюстрирующие высказывание.



Некоторые демонстрационные ресурсы предполагают элементы интерактивности: если на слайде находятся оранжевые гиперссылки или оранжевые стрелки (кнопки), то пользователь должен щёлкнуть по ним для получения дальнейшей информации. Это может сделать учитель и прокомментировать появившийся текст, также это может сделать ученик самостоятельно.

При работе с пособием действует единое правило – оранжевый цвет – цвет гиперссылок. Это правило распространяется и на интерактивные ресурсы модуля УМЕТЬ.

Электронные образовательные ресурсы не перегружены информацией, для четкости изображения и тексты помещены на белом фоне. Отличительной чертой ЭОР является то, что практически все рисунки выполнены художником «от руки», фотографии и компьютерная графика практически отсутствует, что добавляет ресурсам некоторую «душевность».

Модуль ВСПОМНИТЬ используется вместо бока ПОНЯТЬ в 4 классе в главе Повторение. Организация модуля и принципы работы с ним те же, просто задачи несколько другие – не преподнести новый материал, а вспомнить и закрепить уже пройденное.




ЗНАТЬ
В этом разделе представлены вопросы по теме, на которые учащимся предлагается ответить устно. Работу с вопросами можно организовать в форме беседы. Для предварительного повторения могут служить материалы раздела ПОНЯТЬ.
Работа с этим модулем может быть проведена в различных формах:

Данный блок содержит один слайд, в котором представлен перечень вопросов для закрепления материала. Для работы с блоком необходимо:


Если процессом руководит учитель, он может проговорить основные знания, полученные по данному вопросу, спросить учащихся что они знают и думают по этому поводу и т.д. При работе с данным разделом возможно использование технологии группового взаимодействия. Вопросы могут быть распределены учителем между группами учащихся. Каждой группе предоставляется время на подготовку. После этого представитель от каждой группы отвечает на вопрос. Учитель комментирует ответы и обращает внимание на ключевые моменты темы, участники других групп принимают участие в обсуждении, дополнении, оценке работы товарищей.

УМЕТЬ
Содержание данного раздела составляют упражнения, направленные на применение полученных теоретических знаний в решении различных задач. Основное назначение – тренинг информационных умений.

Использование тех учебных задач, которые обеспечены автоматической проверкой правильности их выполнения, возможно в рамках индивидуальной самостоятельной работы учащихся за компьютером. В тех случаях, где предполагается открытая форма ответа, требуется проверка работы учителем, обсуждение в группе или классе.
Типы ресурсов следующие:

Интерактивные ресурсы

При работе с данными ресурсами действуете основное правило об оранжевых гиперссылках. Также во многих упражнениях существуют кнопки Проверка, по которым надо будет щёлкнуть, чтобы понять, правилен ли ответ.

На примерах, представленных ниже, показаны ресурсы, в котором надо напечатать в соответствующих графах правильные ответы  и осуществить проверку:


В заданиях, где требуется перемещение объектов в нужное окно, необходимо:

Дидактические материалы
Перед началом работы с дидактическими материалами и контрольными работами надо обязательно сохранить их (электронный вариант и вариант для распечатки) на локальный диск.

Вариант для распечатки распечатывается предварительно учителем и раздается ученикам в классе. Электронный вариант предназначен для работы на компьютере. По окончании работы его необходимо сохранить в личной папке, либо в папке, выбранной по рекомендации учителя. Дидактические материалы проверяются учителем, вариантом самопроверки не предусмотрено.

Контроль знаний, умений, навыков
К каждой главе учебника прилагаются варианты контрольных работ как в интерактивной форме для работы ученика на компьютере, так и в форме раздаточных материалов, распечатываемых на принтере.

Каждый урок содержит в себе элементы контроля знаний, умений и навыков, но целый урок-контроль имеет свои особенности. Таких уроков четыре. Каждому уроку-контролю предшествует урок-повторение.

ТЕПЕРЬ МЫ ЗНАЕМ
С помощью данного демонстрационного материала можно закрепить усвоение знаний. Блок содержит основные моменты, изученные в конкретной главе.
Принципы организации модуля и работы с ним – как с модулем ПОНЯТЬ.


СЛОВАРЬ
Единый для всего учебника. Содержит основные термины от А до Я. Сверху ресурса находится панель навигации, оранжевым цветом выделен активный ресурс.


Использованные источники

  1. Матвеева Н.В. Учебно-методический комплект «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» для 2-4 классов
  2. Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова.  Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе
  3. Зазнобина Л.С.,  Журин А.А. Концепция информационно-обучающих систем нового поколения


Возврат к списку

Top.Mail.Ru хостинг от .masterhost телефония от voiper.ru
Как купить :: Контакты :: Карта сайта :: Наши партнёры
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2005-2024 г. © Все права защищены.
127473, г. Москва, улица Краснопролетарская, д. 16, стр. 1 Тел.: (495) 181-53-44