Пояснительная записка к учебнику Биология для 6 класса основной общеобразовательной школы
Лаборатория знаний
Вконтакте FaceBook YouTube YouTube
+7 (495) 789-30-40
Каталог
Поиск книг
Электронные приложения
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Стихи о нас

Богатство
Идей,
Новизна,
Оптимизм и
Мудрость
Рождению гениев пусть помогает трудность.

Трудности эти уже превратились в смыслы.
Борьба,
Интерес,
Наука,
Ответственность,
Мысли…

Тивикова С.К., зав. каф. начального образования НИРО

Партнёры



Городской проект "Школа Новых Технологий"

Образовательный холдинг Развивающе Обучение

Издательство «Ассоциация 21 век»












Социальные сети


Пояснительная записка к учебнику Биология для 6 класса основной общеобразовательной школы

Учебник «БИОЛОГИЯ» для 6 класса входит в состав учебно-методического комплекта (УМК) по биологии для учеников 6 – 9 классов общеобразовательной школы. В его концепции заложены научность, гуманизм, историзм, связь биологии с другими отраслями знания, системно-структурный подход к обучению биологии. Он последовательно формирует у учащихся основополагающие биологические и экологические понятия, закладывает представление о живом и об общих признаках жизни.

В состав УМК для каждого класса входят:

  • Учебник биологии.
  • Рабочая тетрадь для учащихся.
  • Методическое пособие для учителя.
  • Набор электронных приложений на компакт-диске «Электронные материалы к урокам биологии».
  • Книга для дополнительного чтения по биологии.

Перечисленные издания находятся в редакционной подготовке и составляют первую часть полной «линейки» УМК, обеспечивающего изучение курса биологии с 6 по 9 класс.

Данный УМК ориентируется на Базисный учебный план (федеральный компонент) общеобразовательной школы 2004 г., стандарты основного общего образования по биологии.

В школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, самостоятельного стиля мышления. Достижения биологической науки и изменения в окружающем мире предъявляют к школьному биологическому образованию требование сформировать у подрастающего поколения биологическую грамотность, экологическую культуру.

Согласно ФК БУП, в основной школе предмет «Биология» изучается в 6 классе в объеме 35 учебных часов. На эту минимальную траекторию обучения и рассчитан объем учебника «Биология» для 6 класса.

Данный курс является вводным в систему биологических знаний и знакомит учащихся с систематикой, признаками и разнообразием живого мира и дает представление об основных царствах живых организмов: животных, растениях, грибах, бактериях. Формирует навыки выполнения практических работ, закладывает основы формирования межпредметных связей.

Базисный учебный план предполагает, что для изучения биологии в 6 классе отводится 35 учебных часов (федеральный минимум). Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов рекомендуется использовать дополнительные часы на биологию из регионального компонента. Учебник рассчитан на использование в рамках двух траекторий обучения: минимальной (35 часов) и с дополнительным использованием регионального компонента (всего 70 часов вместе с федеральным компонентом Базисного учебного плана). В соответствие с этим разработана структура учебника, включающая основной текст (рассчитан на минимальную траекторию обучения) и дополнительные материалы (изучаются по выбору учителя в случае выделения дополнительных часов на биологию). Разнообразие дополнительных материалов позволяет также выстраивать индивидуальную траекторию обучения с учетом особенностей учащихся.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
  • формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы;
  • гигиеническое и экологическое воспитание;
  • усиление междисциплинарных связей в школьном образовании;
  • пропедевтика понятий основного курса биологии;
  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
  • установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
  • развитие личности учащихся, стремление к применению биологических знаний на практике, к участию в трудовой деятельности в области сельского хозяйства, охраны природы.

В основу курса биологии для 6 класса положены следующие идеи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса биологии. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 7–9 кл. (основной курс);
  • дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения биологии: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках биологии, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных лабораторных работ и проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
  • развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области биологии, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

Принципы отбора содержания

Отбор содержания произведен в строгом соответствии с рекомендованной Примерной программой. В начале даны общие представления о биологических науках и перечислены важные достижения биологии и их связь с деятельностью людей. Для изучения наблюдения, описания и измерения как методов биологических наук выбрана микроскопия в качестве пропедевтики темы «Открытие клеток. Клеточная теория». Без рассмотрения этой темы невозможно раскрыть темы, связанные с клеточным и тканевым строением растений, животных и др. организмов.

Биологический эксперимент раскрыт на примере опытов, показывающих невозможность самозарождения. (К происхождению жизни на Земле эти эксперименты не имеют никакого отношения.) Отбор материала произведен так, чтобы показать различие между опытом и наблюдением, выявить доказательную силу опыта, раскрыть понятия контроля и опытного варианта. Одновременно учащиеся осваивают фундаментальный биологический закон: любое живое существо происходит от уже существующих живых организмов.

Введение основных принципов классификации и пользования определительными таблицами дано в игровой форме и подкреплено практическими и лабораторными работами, которые проводятся по выбору учителя (также возможно проведение в игровой форме, наиболее соответствующей возрастным особенностям учащихся).

Царствам грибов, бактерий и животных уделено по 5 - 6 часов. Это связано с тем, что к изучению зоологии и ботанике учащиеся возвращаются в 7 классе, тогда как бактерии и грибы столь подробно рассматриваться не будут. Поэтому в 6 классе особенно важно правильно сформировать фундаментальные представления о грибах и бактериях, их роли в природе и жизни человека. А эти знания в современной жизни имеют важное практическое значение.

Для изложения материала о царстве растений выбран следующий порядок. Сначала дано внешнее строение растений (как наиболее простое и понятное для учащихся), которое изучает морфология растений. Далее идет внутреннее строение растений (анатомия). Только после этого можно переходить к явлениям размножения и функционирования растительного организма (более сложные темы). В заключение рассмотрена роль растений в природе и в жизни человека. Эта же последовательность изложения (внешнее строение – внутреннее строение – размножение – роль в природе и жизни человека) используется в 7 классе при описании всех групп организмов.

Многие из тем, которые подлежат изучению, но не входят в требования к уровню подготовки выпускников, перенесены в «Книгу для чтения».

Содержание курса биологии для 6 класса (35 часов)

Биология как наука. Методы биологии (5 часов)

Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Система органического мира (29 часов + 1 час-резерв)

Система органического мира (5 часов)

Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность [1].

Царство растений (8 часов)

Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное - фотосинтез), дыхание, опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Растение – целостный организм. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Охрана растительного мира.

Царство бактерий (6 часов)

Особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера. Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.

Царство грибов (5 часов)

Особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека.

Царство животных (5 часов)

Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма животного.Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Домашние животные. Охрана животного мира.

Демонстрации:

  1. Классификация организмов
  2. Строение растительной клетки
  3. Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)
  4. Строение и многообразие бактерий
  5. Строение шляпочного гриба
  6. Многообразие грибов
  7. Грибы – паразиты
  8. Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего)
  9. Животные – возбудители и переносчики заболеваний
  10. Строение вируса
  11. Результатов опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.
  12. Результатов опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.

Лабораторные и практические работы:

  1. Наблюдение за ростом и развитием растений и животных.
  2. Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений и животных.
  3. Опыты по изучению состава почвы.
  4. Изучение органов цветкового растения
  5. Выявление роли света и воды в жизни растений
  6. Размножение комнатных растений
  7. Изучение строения плесневых грибов
  8. Распознавание съедобных и ядовитых грибов
  9. Изучение внешнего строения млекопитающего
  10. Изучение внутреннего строения млекопитающего
  11. Наблюдение за поведением животных

Структура учебника

Согласно концепции авторов, учебник «БИОЛОГИЯ» для 6 класса представляет собой информационно-открытую систему, предназначенную для творческого использования учителем. Текст делится на основной (обязательный для изучения) и дополнительный, который включает краткие комментарии к основному тексту, материал для дополнительного чтения, вопросы по ходу основного текста. Дополнительный текст используется по выбору учителя в случаях, когда на изучение биологии выделены дополнительные часы и регионального компонента.

Вопросы по ходу текста и комментарии несут разнообразную методическую нагрузку. Они расширяют кругозор учащихся, показывают межпредметные связи (биологии с другими науками). Ответы на вопросы по ходу основного текста требуют от ученика творческого подхода, выхода за информационные рамки учебника. Для ответа на творческие вопросы учащиеся должны уметь обращаться к справочным (в том числе – электронным) материалам и базам данных, читать дополнительную литературу (например, «Книгу для дополнительного чтения по биологии» для 6 класса), развивать логическое мышление. Именно такой подход соответствует авторской концепции учебника как информационно-открытой среды. Учащиеся должны осознавать, что за пределами учебников содержится большой массив важной биологической информации, уметь привлекать ее для ответов на вопросы и для обсуждения изучаемой темы.

Конкретные рекомендации по методике использования каждого из этих вопросов на уроке будут даны в «Методическом пособии для учителя».

В конце каждого параграфа дано краткое содержание, которое может служить как для первичного закрепления материала, так и для быстрого повторения параграфа в дальнейшем. Краткое содержание является вспомогательным материалом, облегчающим работу учащихся с учебником. На уроках оно используется по выбору учителя.

Вопросы в конце параграфа ориентированы как на первичное закрепление знаний, так и на сравнение аналогичных биологических явлений в разных систематических группах организмов. Вопросы повышенной сложности выделены звездочками.

В конце параграфа даны рекомендуемые лабораторные работы. Особенностью лабораторных работ является вариативность: в зависимости от местных условий учитель может выбирать вариант проведения той или иной лабораторной работы. Например, лабораторную работу «Размножение комнатных растений» авторы предлагают проводить в одном из вариантов: «Размножение комнатных растений черенками», «Проведение прививки комнатных растений», «Размножение традесканции отводками» и т.д. Методика проведения лабораторных работ будет отражена в «Методическом пособии для учителя» и в «Рабочей тетради».

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения и наиболее распространенных животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации и находить: в тексте учебника – отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках –значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; ВИЧ-инфекцией,
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Теоретические сведения, содержащиеся в учебнике, сопровождаются развернутой системой вопросов, позволяющих закрепить изучаемый материал, задействовать имеющийся жизненный опыт школьников и знания, получаемые ими при изучении других предметов. Такая структура представления учебного материала позволяет каждому ученику выбрать индивидуальную траекторию обучения, реализовать свои потребности, возможности и желания по широте и глубине освоения данного предмета; она формирует умение выбирать и отвечать за свой выбор; способствует развитию навыков поиска и использования информации.

В учебнике заложено оптимальное сочетание основных структурных компонентов, к которым относятся:

  • основной текст, передающий главное содержание курса биологии и обеспечивающий его обязательный минимум;
  • дополнительный текст, который представлен текстовыми фрагментами;
  • пояснительные тексты в виде схем, рубрик;
  • элементы аппарата организации усвоения – вопросы в тексте, вопросы в концепараграфа,системы практических заданий;
  • иллюстративные материалы - схемы, рисунки, фотографии;
  • элементы аппарата ориентировки - выделение в тексте основных понятий, терминов, названий живых организмов, отличительных признаков, условных обозначений. Для этого используется рубрикация, шрифт разного размера и гарнитуры, выделения в тексте. Важным элементом аппарата ориентировки является навигационная полоса, расположенная на полях учебника. На нее вынесены значки определений (обозначено кругом), текста для дополнительного чтения (обозначено знаком книги), комментария к основному тексту (обозначено символом примечания), вопросов по ходу основного текста (знак вопроса), краткого содержания (показано более насыщенным цветом навигационной полосы), вопросов к параграфу (знак вопроса в рамке), лабораторных работ (знак колбы). Кроме того, дополнительным навигационным элементом является колонтитул, облегчающий поиск по номеру параграфа и по его названию. Все рисунки пронумерованы в соответствие с параграфами и порядком их упоминания в тексте.

Учебник «БИОЛОГИЯ» для 6 класса является инвариантной составляющей УМК, а вариативной составляющей авторы предлагают широкий спектр лабораторных и практических работ на выбор учителя и «Книгу для дополнительного чтения по биологии», содержащую разнообразные материалы, дополняющие и расширяющие возможности ученика в обучении биологии.

УМК включает также и рабочую тетрадь, которая поможет учащимся 6 класса усвоить материал учебника:

  • во-первых, рабочая тетрадь расширяет границы учебника за счет большого количества различных заданий, лабораторных работ, опытов, практических заданий, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников, побуждающих их учиться самостоятельно и с увлечением;
  • во-вторых, система заданий содействует выработке общеучебных умений, а также таких специальных практических навыков, как организация лабораторных работ и опытов, ведение наблюдений, выполнение агротехнических работ;
  • в-третьих, без рабочей тетради учитель зачастую сталкивается с проблемой: как оценить работу ученика, совершенно правильную с точки зрения биологии, но пестрящую разного рода грамматическими ошибками;
  • в-четвертых, содержание заданий позволяет учителю реализовать дифференцированное обучение с учетом интересов и возможностей каждого ученика.

В методическом пособии для учителя «Уроки биологии в 6 классе» приведена образовательная программа по данному разделу учебного курса, примерное поурочно-тематическое планирование (на 35 часов и на 70 часов). В методических рекомендациях к урокам обозначены оборудование, ключевые слова и понятия, основные этапы изучения нового материала, закрепление изученного, алгоритмы проведения лабораторных работ и постановки демонстрационных опытов, домашнее задание и контроль знаний. В пособие включены методические рекомендации по использованию набора цифровых образовательных ресурсов, которые учитель может использовать на уроке или в задании для домашней работы. Также в пособии приводится детальный перечень формирующихся у учащихся в ходе обучения компетенций, определяющих усвоение и качество знаний, умений и навыков учащихся.

За последние пять лет значительно изменилось технико-технологическое обеспечение образовательного процесса. В связи с этим можно говорить о цифровых зонах развития школы: цифровая поддержка школьной библиотеки, ЦОР в учебном процессе, информатизация внеурочной деятельности в школе, дистанционные формы работы школ, педагогов и учащихся.

Сделать учебный процесс более интересным для учащихся и комфортным для учителя позволяет электронное приложение на компакт-диске «Электронные материалы к урокам биологии». Оно включает в себя коллекцию изображений, коллекцию видеозаписей, определитель растений, интерактивные тесты, мультимедийные презентации, виртуальные лаборатории и логические игры, а также варианты планирования, заготовки контрольных работ и тестов (для печати).

В отдельной главе методического пособия «Уроки биологии в 6 классе» будут приведены ссылки на цифровые образовательные ресурсы по Единой коллекции ЦОР.

В современных условиях еще одним важным компонентом любого УМК становится его сетевая составляющая, где учителя могут систематически получать консультации автора, скачивать обновленные варианты планирования, новые версии цифровых образовательных ресурсов, различные методические материалы и т. п.

Для представляемого учебника такая сетевая поддержка будет организована на сайте издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» www.metodist.lbz.ru в форме авторской мастерской.

Учебно-методический комплект – это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы. УМК полностью соответствует государственному стандарту основного общего образования по биологии и примерной программе. Обучение по данному учебно-методическому комплекту обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к освоению курса биологии в 6 классе.

Технические параметры макета

При разработке оригинал-макета учебника были выбраны рекомендуемые для учебников гарнитуры, размеры шрифтов, плотность печати и плотность цветовой заливки в таблицах. Рукопись учебника подготовлена в полном соответствии с «Гигиеническими требованиями к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.960-00».


[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Top.Mail.Ru хостинг от .masterhost телефония от voiper.ru
Как купить :: Контакты :: Карта сайта :: Наши партнёры
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2005-2021 г. © Все права защищены.
127473, г. Москва, улица Краснопролетарская, д. 16, стр. 1 Тел.: (495) 181-53-44