Цветкова Марина Серафимовна
к.п.н., доцент, профессор Российской Академии Естествознания,
член Экспертного совета по общему и дополнительному образованию
Комитета по образованию ГосДумы РФ. Автор УМК по информатике для начальной школы, автор курса по Инфобезопасности. Сайт «Учёные России».
Могилева Вера Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии Воронежского государственного педагогического университета.
Хлобыстова Ирина Юрьевна
Доцент кафедры математики и информатики Глазовского государственного педагогического института, доцент, к.п.н. Учитель СШ № 3 г. Глазова. Учитель высшей квалификационной категории. Опыт работы учителем информатики с 1997 года. Методист по информатике и ИКТ издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Издание содержит программу по информатике, ориентированную на использование линии учебников «Информатика» для 3–4 классов авторов: А. В. Могилева, В. Н. Могилевой, М. С. Цветковой, приложения: таблицы соответствия требованиям ФГОС, таблицы УУД (ФГОС), инструкцию по установке программы «Мир информатики». Предназначено для использования при подготовке образовательной программы образовательного учреждения для начальной ступени общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Для учителей информатики, методистов и администрации образовательных учреждений, а также обучающихся по направлению «Педагогическое образование».
Информатика. УМК для начальной школы: 3-4 классы. Методическое пособие для учителя Авторы: Курис Г. Э. , Цветкова М. С.
Методическое пособие входит в состав УМК «Информатика» 3-4 классы, авторы: Могилев А. В., Цветкова М. С.
Содержит методические рекомендации в соответствии с требованиями ФГОС для планирования и организации обучения в новой информационной среде школы.
Представлены: содержание учебного предмета, описание УМК, тематическое и поурочное планирование по курсу информатики для 3–4 классов, таблицы соответствия УМК требованиям ФГОС, планируемые результаты обучения, описание электронного приложения к УМК, в состав которого включены в открытом доступе на сайте издательства файлы мультимедийного пособия «Мир информатики».
Для учителей информатики, методистов и администрации образовательного учреждения.
УМК «Информатика», 3-4 классы. Авторы: Могилев А. В., Цветкова М. С.
Предлагается используя текстовый редактор (к 4 четверти в 3 классе) или презентацию (по итогам первого полугодия в 4 классе) оформить с детьми электронную или медиа книгу.
Проект реализуется в группах детей по два школьника в группе. Каждая группа выполняет оформление одного стихотворения, иллюстрации к стихотворению в графическом редакторе, а также фото поделки детей к стихотворению из цветной бумаги.
Все поделки из цветной бумаги можно сделать двусторонними и использовать как игрушки для новогодней ёлки. Сборку электронной книги в один файл осуществляет учитель в классе.
Электронную книгу можно использовать для уроков в младших классах.
Проект может быть реализован как пример для создания электронной медиакниги по родному языку, иностранным языкам, или как электронные книги для слабовидящих и слабослышащих детей с аудиовставками (записанными самими детьми) с народными сказками, сюжетами и стихами с авторством самих детей.
2. Сборник проектов на основе ИКТ, "Конструирование и рисование"
Анонс:
Учебное пособие содержит сборник мини- проектов (уроков) по конструированию изображений по темам народного творчества. Задания рассчитаны на детей младшего школьного возраста в рамках работы информацией на уроках информатики, рисования и технологии. Основу каждого проекта – урока составляют компьютерный эскиз творческой работы, который затем выполняется в материале.
проект представлен в пособиях в двух частях для 3 и 4 классов включено в УМК по информатике и содержит сборник задач по математическим основам информатики. Каждая задача минипроект этот задача героя пособия Робота Вопросика. Каждая задача представлена эскизом - блок схемой Робота Вопросика, которая показывает входные данные, алгоритм и выходные данные. Необходимо проектировать решение на основе этих данных. Решение задач - проектов предлагается организовать в устной форме как мозговой штурм
4. Проект Алгоритмика: Сборник проектов "Виртуальные лаборатории"
Анонс:
сборник проектов состоит из 6 частей - творческих лабораторий проектирования алгоритмов. Это лаборатории типовых алгоритмических проблем: Переливания, Перекладывания, Разъезды, Переправы, Взвешивания, Черный ящик. Каждая часть представлена набором задач - микропроектов для построения алгоритмов и их записи на учебном языке. Для компьютерной реализации решений в открытом доступе предложения компьютерные среды для каждой лаборатории, которые можно установить на компьютере учеников и учителя.
5. Проект «Цифровая грамотность» (сборник творческих микропроектов для начальной школы)
Анонс:
Микропроекты — это задания «цифровой шаг» по образцу в компьютерной среде по всем урокам курса информатики на основе учебников для 3-4 классов авторского коллектива Могилева, Цветковой и др. Каждый микропроект включен в каждый из 68 уроков курса информатики для 3-4 классов. Микропроект описан в учебнике как задание и в рабочей тетради как практикум и задание на компьютере — компьютерный эскиз. Сборник всех практических работ — микропроектов в открытом доступе представлен в электронной интерактивной рабочей тетради (программист Якушина Е.В.).
6. Цифровой проект «Мир информатики» (сборник медиа-уроков и цифровых тренажеров по курсу информатики, логики, алгоритмики)
Анонс:
Электронный медиа-ресурс Мир информатики представлен в открытом доступе и можно использовать как сборник медиауроков и тренажеров по цифровой грамотности с 1 по 4 классы (4 раздела ресурса соответствуют классам и разработаны по нарастающей сложности). Каждый медиаурок включает аудиороли с объяснением и тренажер. Это позволит охватить информатикой и проектами — тренажерами всех детей в индивидуальном режиме работы. Для реализации проектов-тренажеров в индивидуальном режиме для каждого ребенка понадобится компьютерное рабочее место.
Можно проводить уроки как фронтальные для всей группы детей с использованием компьютера и проектора в классе. Тогда тренажеры становятся эстафетой для детей — выход к компьютеру, отработка и выполнение следующим в команде, что позволит помогать в скорости работы. Все тренажеры рассчитаны на полное освоение курса информатики для начальной школы.
Проект является комплексным и охватывает учителей начальной школы для формирования их медиаинформационной грамотности и дальнейшей организации проектов по информационной безопасности для детей начальной школы. Проект включает открытый электронный курс для педагогов (для самостоятельного изучения), учебник по инфобезопасности для 2-4 классов авторов Цветковой М.С. и Якушиной Е.В. (включен в Федеральный перечень учебников), открытое электронное приложение к учебнику и электронное пособие — рабочая программа по курсу на сайте издательства, и конкурс проектов для учителей и детей по номинации 2-4 классов (https://lbz.ru/metodist/authors/ib/ )
Опыт проектных работ педагогов предоставлен в открытом доступе для использования с детьми. Проектные задания строятся как викторины, конкурсы комиксов, плакатов и листовок для школьных мероприятий и офрмлению стендов в школе по инфобезопасности младших школьников и классных часов для родителей с участием детей.
Основной результат — проект «Цифровой диктант — Инфобез». Это конкурс- викторина, разработанная детьми с учителем начальных классов по правилам безопасного поведения в сети Интернет. Викторина готовится на основе тестов к урокам учебника 2-4 и может использоваться для проведения конкурса «класс — классу», и как викторина «дети- родителям» на классном часе в школе.
Курсдля 3-4 классов, с постепенным наращивание предметов в начальной школе (после включения во 2 классе иностранного языка). Является современным компьютеризированным курсом информатики, соответствующем запросам и ожиданиям детей. Разработан в полном соответствии с ФГОС, проводится с использованием компьютера и Экрана на класс для объяснения материала учителем начальной школы, включает организацию работы класса с упражнениями как на общем компьютере, так и с использованием персональных компьютеров детьми на каждом уроке.
Курс повышения квалификации разработан для самообучения учителей начальной школы, чтобы дать им возможность приобщиться к предмету Информатика, вести его для своих учеников и активно использовать результаты обучения после каждого урока в творческой и проектной межпредметных работе детей. Учитель начальной школы получает опыт организации своей работы с детьми в информационно насыщенной окружающей среде-которая является уже естественной для наших детей, рожденных в эпоху компьютеров, мобильной связи и Интернета.
По итогам обучения слушатель получит электронный сертификат издательства БИНОМ и второй - от творческого сообщества RUSERE "ИКТ в образовании" (отправляйте запрос на mook-rusere@yandex.ru) - для распечатки и дополнения своего Портфолио.
Сертификат выдается за участие в цикле вебинаров по теме "Методика обучения информатике на основе УМК "Информатика" для 3-4 кл издательства БИНОМ" (рук. авторского коллектива Цветкова М.С.) в объеме 12 вебинаров (по 6 часов каждый).
Цикл вебинаров включает:
Обзор Информационной среды начальной школы
Место курса в начальной школе
Лекции с методическими рекомендациями по всем темам курса Информатики в начальной школе
Обзор электронного приложения к курсу в форме видеоуроков Мир Информатики, Виртуальных лабораторий по информатике и интерактивных рабочих тетрадей
Лекцию об организации проектной деятельности на основе ИКТ
Итоговый опрос и тест
Для прохождения курса (если нет Учебника, Рабочих тетрадей и Задачника), можно использовать открытые материалы к УМК:
Методическое пособие (скачать)
Интерактивные тетради для 3 и 4 класса (установить на компьютере)
Мир Информатики в двух частях
и придерживаться поурочного планирования (скачать, разархивировать и установить на компьютере с дополнительной загрузкой флэш-проигрывателя указанной версии при установке). Далее продвигаться по параграфам интерактивной тетради, где указаны пункты из Мира Информатики для каждого параграфа в форме медиалекций, тренажеров и интерактивных упражнений.
Место курса информатики в 3-4 классах
в образовательной программе начальной школы: три модели
Предложено три модели реализации курса информатики в начальной школе. [ Подробнее ]
Программа внеурочной деятельности учащихся:
«Мир информатики. Начальный курс», 1-2 классы
Предлагаемая программа «Информатика и ИКТ. Начальный курс» предназначена для организации внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности. Программа предполагает её реализацию в факультативной или кружковой форме в 1-2 классах начальной школы на основе специально разработанной компьютерной среды «Мир информатики» (в 4-х частях), предоставленной в открытом доступе на странице электронного приложения к УМК по информатике для начальной школы авторской мастерской разработчиков курса. Для 1 и 2 классов данный вводный курс предлагается вести на основе 1 и 2 частей данной компьютерной учебной среды.
Приобщение ребенка к активной информационной деятельности на основе использования компьютерной техники, средств мобильной связи, цифровых устройств фиксации наблюдений, электронных образовательных ресурсов в начальной школе имеет ряд положительных сторон как в плане развития его личности, так и для последующего применения информационно-коммуникационных технологий в учебной и познавательной деятельности в других предметах, жизни, а также непосредственно в рамках продолжения изучения информатики в школе. [ Подробнее ]
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
В условиях информатизации образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. И первым шагом в их реализации явилась разработка метода введения ресурсов ИКТ кабинета школы и цифровых образовательных ресурсов в систему развивающего обучения как средства обогащения учебно-познавательной деятельности, развитие мотивации учебной деятельности и самого педагогического процесса. [ Подробнее ]
ЭОР: рекомендации автора
Для поддержки курса информатики предусмотрено использование на уроках в обучающих целях программное обеспечение как для операционной системы Windows (задания в учебнике), так и для ОС Linux (дублируются задания учебника в рабочей тетради). [ Подробнее ]
Авторские открытые электронные ресурсы
Дистанционный курс для самообразования по Теме: Методика использования информационных и коммуникационных технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС начального общего образования. [ Подробнее ]