Стихи о нас
Богатство
Идей,
Новизна,
Оптимизм и
Мудрость
Рождению гениев пусть помогает трудность.
Трудности эти уже превратились в смыслы.
Борьба,
Интерес,
Наука,
Ответственность,
Мысли…
Тивикова С.К., зав. каф. начального образования НИРО
|
Проект «ТРИЗформатика»
«Пермская версия» пропедевтического курса информатики, которую сами авторы предпочитают именовать «ТРИЗформатикой» – неологизмом, образованным от слияния слов «ТРИЗ» (теории решения изобретательских задач) и «информатика» по аналогии с тем, как полвека назад неологизм «информатика» появился от слияния «информации» с «автоматикой».
Споры о том, какой должна быть школьная информатика, не утихают с момента ее создания. Авторы «Пермской версии» предлагают свой взгляд на эту проблему.
Переход России к информационному обществу ставит перед образованием две значительные проблемы: проблему перегрузки учащихся и проблему несоответствия направленности образования, созданного для удовлетворения нужд индустриального общества, требованиям грядущего информационного общества.
Лавинообразный рост объема знаний, накопленного человечеством в результате развития науки и усложнения мира, вступает в противоречие с ограниченностью возможности их усвоить.
В индустриальном обществе главным требованием к работнику было соблюдение технологии, умение решать заданный набор стандартных «закрытых» задач с четко определенными входными данными, требуемыми результатами и алгоритмом решения. Невысокая скорость обновления технологий позволяла работнику пользоваться приобретенными знаниями всю жизнь.
Темпы развития информационного общества много выше. Полученные работником знания стремительно устаревают, номенклатура решаемых им задач постоянно меняется, задачи становятся «открытыми», плохо формализованными, имеющими расплывчатую формулировку, множество путей решения, набор возможных результатов, разной степени приемлемости.
Для решения названных проблем необходимо:
- интенсифицировать обучение (не увеличивать срок обучения, а за то же время давать больше знаний);
- переориентировать образование с репродуктивного на проблемно-исследовательское (растить не репродуктора полученных знаний, а «решателя задач», способного выявить и сформулировать задачу, которая в настоящее время даже не существует, и найти пути ее эффективного решения);
- научить учиться (растить человека, способного самостоятельно постоянно повышать свой профессиональный и культурный уровень).
Достижение этих целей станет возможно, если включить в школьную программу курсы логики, системного анализа и ТРИЗ / РТВ (теории решения изобретательских задач / развития творческого воображения). Наиболее подходящим для этого представляется именно информатика, как курс, с одной стороны, наиболее гибкий, а с другой, наиболее близкий ко всем названным дисциплинам.
Интеграция информатики, логики, системного анализа и ТРИЗ/РТВ превратит курс информатики в курс «сильного мышления», который призван дать учащимся инструменты для освоения всех остальных школьных дисциплин (как технологические, так и интеллектуальные).
Соединив в себе освоение ИКТ и современных технологий мышления, информатика обеспечит возможность интенсификации обучения, станет базовой дисциплиной для школы информационного общества.
Авторы «ТРИЗформатики»
|
Плаксин Михаил Александрович К.ф.м.н., доцент Пермского филиала ВШЭ и Пермского госуниверситета, член-корр. Академии информатизации образования РФ, учитель высшей категории, специалист по ТРИЗ 3-го уровня. |
|
Иванова Наталия Геннадьевна Учитель высшей категории, победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО в 2006 г., награждена нагрудным знаком "Почетный работник общего образования РФ". Имеет 15-летний опыт преподавания информатики с 1 по 11 класс. |
|
Русакова Ольга Леонидовна К.ф.-м.н., доцент Пермского гос-университета, методист компьютерной школы ПГУ, член-корр. Академии информатизации образования РФ. |
|
|