Стихи о нас
Богатство
Идей,
Новизна,
Оптимизм и
Мудрость
Рождению гениев пусть помогает трудность.
Трудности эти уже превратились в смыслы.
Борьба,
Интерес,
Наука,
Ответственность,
Мысли…
Тивикова С.К., зав. каф. начального образования НИРО
|
Методическая характеристика учебников
Отбор учебного материала обоснован методическими соображениями, изложенными в полном объеме в Пособии для учителя. Учебник и Практикум высоко структурированы, материал представлен четко и систематично, уделено внимание преемственности изложения.
Деятельностный характер обучения реализуется через описания и иллюстрации наблюдений и опытов, которые могут быть выполнены учащимися самостоятельно, а также через наличие отдельного компонента УМК – книги «Практикум», содержащей описание лабораторных работ, разноуровневые задачи и др.
Практическая направленность обучения реализуется путем рассмотрения явлений природы, которым дается объяснение, устройства и работы технических устройств, механизмов и приборов, применяемых человеком в практической деятельности.
Присутствует основной текст параграфа и дополнительный (отмечен сбоку чертой), имеется в огромном количестве вспомогательный текст: аннотации к рисункам, таблицам и формулам.
Имеется аппарат ориентировки: основное и вспомогательные оглавления, предметный указатель, ссылки на ранее изученные параграфы и формулировки конспекта теоретического материала.
Аппарат усвоения теоретической компоненты представлен заданиями «Проверялкина», являющимися заданиями 1 и 2 уровней; практической компоненты – вопросами и задачами в конце каждой темы, а также дополнительными вопросами, задачами, упражнениями и работами, находящимися в «Практикуме».
Наглядность изложения и направленность на развитие интереса учащихся учтены в характере изложения: он, главным образом, индуктивный, то есть с опорой на эксперимент и/или жизненный опыт учащихся. Этому также способствует красочное оформление и высокая степень иллюстрированности, а также рубрики «А знаете ли вы, что…».
Направленность на формирование общеучебных умений и способностей учащихся реализована наличием заданий на выработку умения:
- воспринимать и интерпретировать учебный текст (задания Проверялкина 1 и 2 уровней);
- описывать результаты наблюдений и опытов, обобщать и систематизировать (Упражнения к темам, Практикум)
- использовать различные средства визуализации и интерпретации: числовую прямую, метод интервалов, метод верхней и нижней границ, построения графика, столбчатой диаграммы, таблицы.
Направленность на формирование навыков самостоятельной работы реализована наличием:
- заданий Проверялкина, реализующих умение работать с текстом на 1 и 2 уровне. Примечание. Создана и прошла апробацию компьютерная программа, автоматизирующая проверку выполнения заданий Проверялкина с организацией работы над ошибками и обратной связи по результатам «собеседования»).
- задач разноуровневого характера с ответами и подсказками.
- заданий для домашней экспериментальной работы.
- описанием лабораторных работ, минимизирующих вмешательство учителя.
- дополнительного материала углубляющего и расширяющего характера.
Объем основного материала соответствует нормам учебного времени, что подтверждается «Тематическим планированием», приведенным в Приложении.
|
|