Семинар 1. Информатика и информация
Лаборатория знаний
Вконтакте YouTube
+7 (495) 789-30-40
Каталог
Поиск книг
Электронные приложения
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Стихи о нас

Богатство
Идей,
Новизна,
Оптимизм и
Мудрость
Рождению гениев пусть помогает трудность.

Трудности эти уже превратились в смыслы.
Борьба,
Интерес,
Наука,
Ответственность,
Мысли…

Тивикова С.К., зав. каф. начального образования НИРО

Партнёры



Городской проект "Школа Новых Технологий"

Образовательный холдинг Развивающе Обучение

Издательство «Ассоциация 21 век»














Семинар 1. Информатика и информация

Страницы: 1
RSS
Семинар 1. Информатика и информация, Организация и методика на первых уроках профильного курса
 
Уважаемые коллеги!
Открывая наш первый семинар,  хочу в начале сделать несколько важных замечаний общего характера, относящихся в целом к проблеме  преподавания информатики на профильном уровне.

Учебный курс носит фундаментально-прикладной характер.  Слово «фундаментально» поставлено на первое место именно потому, что в этом состоит главное назначение курса. По этой же причине в содержании учебника первая глава называется «Теоретические основы информатики».  В последующих главах также будут рассматриваться вопросы теории, но в этой главе закладывается фундамент для  всего курса. Здесь достаточно глубоко даются базовые понятия информатики: информация,  количество информации, информационные процессы, кодирование, логика, алгоритмы. По этой причине учебным планом на данный раздел выделяется 70 часов, т.е. половина всего 10 класса.  Такое основательное изучение первой главы должно происходить для обоих профилей: физико-математического и информационно технологического. Различие для профилей по некоторым темам главы может состоять в подборе задач, как по содержанию, так и по уровню сложности.

Второй важный момент. Изучение профильного курса опирается на знания и умения, полученные в курсе основной школы в 8-9 классах. Неизбежно повторение каких-то вопросов, но с обязательным продвижением вперед, на новый уровень знания и понимания. Понятно, что ученики разные, разные и остаточные знания у них после 9 класса. Но в профильных классах нельзя равняться на слабейших,  иначе пропадет интерес к учебе у сильных,  мотивированных учеников.  Это, наверное, самая сложная проблема для учителя: поддерживать интерес к предмету и обеспечивать продвижение в учебе для всех учеников.  Эту проблему я предлагаю обсудить на семинаре, поделиться своим опытом в ее решении. Но прошу, при этом, не уходить далеко от обсуждаемых тем семинара.

Тема первого семинара «Информатика и информация».  В моей авторской мастерской, на странице «Методическая поддержка преподавания курса…» выложена разработка под названием «Методические рекомендации к занятию 1».  Она подготовлена нашими тьюторами: Ириной Николаевной Мартыновой и Натальей Геннадьевной Ивановой.  Я попрошу их поделиться впечатлениями от проведенных уроков по этой теме  на данном семинаре.  После чего учителя могут задавать свои вопросы и высказываться по обсуждаемой теме.  В таком режиме я планирую  дальнейшую работу нашего семинара.
 
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Ирина Николаевна Мартынова, я веду информатику в многопрофильном общеобразовательном Лицее №2 г. Перми (в 2-х классах математического профиля и в физическом классе). В  этом году мы  начали работать по новому профильному учебнику И.Г. Семакина.  Одной из особенностей своей работы считаю то, что в наш лицей ребята приходят после 9-го класса из разных школ г. Перми и приезжают из Пермского края, имея разный уровень подготовленности по информатике. Поэтому приходится ориентироваться и на тех, кто по каким-то причинам базовый уровень знает плохо, и на тех, кто его знает очень даже прилично (к сожалению, таких меньше  :( ). В процессе участия в данном  семинаре хотелось бы более тщательно проработать методику вариативного подхода к обучению учеников, с учётом их «стартовых позиций», способностей, познавательной активности.  
Ещё одна особенность занятий в лицее – организация занятий «парами», по два  40- минутных урока. Поэтому занятия я провожу в несколько ином режиме, чем они представлены в «Методических рекомендациях к урокам».  В них мы решили ориентироваться на классические уроки по 45 минут, как, возможно, они идут у большинства учителей.
Итак, занятия по первой теме проведены, и, надо сказать, что в трёх моих группах они прошли по-разному. Только в одном классе состоялась активная дискуссия по обсуждению философских концепций понятия «информация», ребята спорили, приводили примеры в доказательство своих аргументов. В двух других группах беседа  прошла в форме вопрос – ответ, но выводы по системе основных понятий ученики сделали сами.
Идея выполнения общего проекта по истории информатики у нас возникла впервые, и ребята с готовностью на неё откликнулись. Мы предприняли поиск информации в Интернете, и оказалось, что найти информацию могут все, а вот с сохранением у некоторых возникли проблемы.
Сейчас, по прошествии нескольких занятий, уже сами напоминают: появились новые исторические факты, надо добавить в презентацию.
Уважаемые коллеги, а как проходят занятия у вас? Как состоялись уроки по теме 1?
 
Доброе время суток, уважаемые коллеги! Меня зовут Наталия Геннадьевна Иванова. Я - учитель информатики лицея №10 г. Перми. Наш лицей создан при Пермском филиале Высшей школы экономики, поэтому в 10 классе учащиеся обучаются по одному из двух профилей: экономико-математичекому и информационно-технологическому. Последний выбирают те учащиеся, которые собираются поступать на специальность "Бизнес-информатика" ВШЭ. Я веду занятия в 10-х классах обоих профилей, но буду анализировать процесс изучения информатики по программе и новому учебнику И.Г.Семакина в рамках информационно-технологического профиля.
Немного о моих учениках и учебной ситуации. Учащиеся в группу БИ (бизнес-информатика) поступают по результатам сданных государственных экзаменов и лицейских тестов. Причем, специального теста по информатике нет. Поэтому ребята мотивированы к обучению, но уровень знаний у них разный (от победителей супертеста по информатике от ВШЭ до нерегулярного преподавания информатики "в прошлой жизни"). Трудности адаптационного периода учащихся придется преодолевать вместе с освоением первых тем нового учебника.
Занятия у нас также, как и у Ирины Николаевны ведутся парами. Мне кажется это удобным (успеваешь теоретический материал отработать и практикой это подтвердить), но я знаю, что многие из моих коллег не имеют возможности спаривать занятия. Поэтому поддерживаю Ирину Николаевну в том, что разумно рассматривать традиционный урок.
Занятия по первой теме стали пробным камнем и для меня, и для учащихся. Изучение теоретического материала проведено в диалоге с учащимися. Они охотно приводили примеры для иллюстрации информационных процессов, происходящих в обществе, в природе. Наиболее интересным показался вопрос о различных философских концепциях трактовки основного понятия информатики - "информация": учились аргументировать позиции pro и contra. Ценность практической части занятия состояла в том, что ребята учились работать в группах в рамках достаточно ограниченного времени. Мысль, что науку делают люди, и надо знать и уважать их достижения, принята.
А что интересного было у вас? :?:
Наталия Геннадьевна Иванова
 
Уважаемые учителя!
Мне сообщили, что некоторые из вас не могут найти на сайте методической службы Бинома материалов для преподавания профильного курса информатики по нашим учебникам. Эти материалы находятся в моей авторской мастерской на странице с названием "Методическая поддержка преподавания профильного курса информатики". Вот ссылка: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/pk.php. Туда уже помещены и далее будут добавляться новые материалы: лекции-презентации, задания для практикума и пр. А на форуме мы обсуждаем организацию занятий с использованием этих материалов.
 
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Марина Борисовна Рубцова, я веду информатику в многопрофильном общеобразовательном Лицее №2  г. Перми (в 3-х профильных классах с углубленным изучением информатики). Об особенностях классов и занятий уже написала Ирина Николаевна Мартынова.
Занятие по первой теме прошло в форме диалога, в основном вопрос-ответ.
К сожалению, учащиеся восприняли объявление темы занятия без энтузиазма. Поэтому мне пришлось сделать акцент на том, что изучение любой науки включает в себя обязательное изучение всех фундаментальных понятий и основных законов науки.
Мы  рассмотрели с учениками, как трактуется понятие «информация» в различных науках, не затронув философии. На дом я предложила прочитать учебник и познакомиться
с тремя философскими концепциями определения «информации».
На следующем занятии состоялось  обсуждение вопросов в конце параграфа, в результате которого ученики пришли к выводу о неоднозначности определения информации.
Так же на занятии прошел опрос по данной теме, который я провела с использованием новой системы тестирования TBVoting. Впечатления разные: новая система понравилась, и мне, и детям, (мне, как учителю, так как я сразу же смогла увидеть результат, построить таблицу по количеству правильных ответов на каждый конкретный вопрос, и много других таблиц и диаграмм с анализами результатов, детям система понравилась в связи с тем, что тестирование проводилось с помощью пультов), но дети не привыкли тщательно готовиться по теории информатики, поэтому результаты за тест оказались различными.
 
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Виктор Леонидович Самосушев. Я обучаю детей информатике и информационным технологиям в обычной общеобразовательной школе. Стартовый уровень готовности детей средний. Тем не менее мы умудряемся набирать  каждый учебный год (кроме прошедшего) одну-две группы детей для обучения информатике по информационно-технологическому уровню.
Уроки у меня тоже проходят парами. Это вообще-то старые (но не устаревшие) рекомендации для учащихся старшей школы - проводить уроки информатики парами.
При изучении первой темы я не отклонялся от содержания учебника, урок прошёл в форме
диалога. Разобрали контрольные вопросы и задания к этому параграфу.
Кроме содержания темы урока мы разобрали структуру учебника. Мне понравилась связь
теоретического материала с историческими фактами и графическое сопровождение материала, детям - обобщающая таблица в конце раздела (параграфа).
Если бы методические материалы был выложены в мастерской Игоря Геннадьевича раньше, то урок я построил бы иначе...
Изменено: samvikleo - 30.09.2010 12:07:54
 
Здравствуйте!
Я - Александр Михайлович Радин,
учитель общеобразовательной школы №4 г.Фрязино Московской обл.

Пока что не работаю по новому учебнику (уже настраиваю библиотеку на закупку =).
Но поскольку суть параграфа совпадает с непрофильным учебником 10-11, могу оделиться, как это было у нас.
Наш 10-й класс поделили "по физкультуре", то есть на группу юношей и группу девушек.
Класс практически в том же составе, что и два года назад. Поэтому мы начали говорить о фундаментальности понятия информации (и различных её определениях) ещё в 8 классе.
И когда мы беседовали об информации в этот раз - очень хорошая дискуссия получилась у нас именно с мальчишками. Причём в рассуждения они пустились сами, попутно задавая вопросы друг другу и мне. Весьма оживлённый урок получился =)

Девушки, как я ни старался, не стали оживлённо спорить. Сказали, что верят мне и учебнику. То есть получилась дискуссия "Вопрос-Ответ". Тем не менее, поняли, в чём различия и сделали вывод самостоятельно.
 
Очень интересная у Вас, Александр Михайлович, возникла ситуация: с делением класса на две группы по половому признаку  :oops: . Логичнее было бы деление, например, на группы физ-мат профиля и ИТ пофиля. Но что есть - то есть. Предлагаю идею научно-педагогического исследования: гендерные особенности в изучении информатики. Когда школы делились на мужские и женские (до 1950-х годов) наверняка существовали различия в методике. И Вы уже заметили такую потребность. Поизучайте эту проблему и дальше на примере информатики, пообщайтесь с психологами, им это может быть интересно. Это не физкультура, где деление естественно. А здесь все не очевидно. Выводы могут быть очень интересными, в т.ч. и с точки зрения науки.
Страницы: 1
Top.Mail.Ru хостинг от .masterhost телефония от voiper.ru
Как купить :: Контакты :: Карта сайта :: Наши партнёры
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2005-2024 г. © Все права защищены.
127473, г. Москва, улица Краснопролетарская, д. 16, стр. 1 Тел.: (495) 181-53-44