Семинар. Профильный курс
Лаборатория знаний
Вконтакте YouTube
+7 (495) 789-30-40
Каталог
Поиск книг
Электронные приложения
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Стихи о нас

Богатство
Идей,
Новизна,
Оптимизм и
Мудрость
Рождению гениев пусть помогает трудность.

Трудности эти уже превратились в смыслы.
Борьба,
Интерес,
Наука,
Ответственность,
Мысли…

Тивикова С.К., зав. каф. начального образования НИРО

Партнёры



Городской проект "Школа Новых Технологий"

Образовательный холдинг Развивающе Обучение

Издательство «Ассоциация 21 век»














Семинар. Профильный курс

Страницы: 1
RSS
Семинар. Профильный курс, Общие вопросы организации и методики обучения
 
Уважаемые коллеги!
Я решил открыть эту тему форума в связи с тем, что при обсуждении методики преподавания конкретных тем профильного курса неизбежно будут всплывать общие проблемы, инвариантные к изучаемой теме. Вот уже сейчас возникла такая проблема на семинаре по системам счисления. Это проблема эффективности группового выполнения практических работ по информатике. Пусть данный семинар станет площадкой для обсуждения проблем такого рода. Ниже я повторяю свое сообщение из семинара по системам счисления. Прошу ответы и высказывания помещать сюда.

Ирина Николаевна, Наталья Геннадьевна!
Осветите, пожалуйста, такую проблему: эффективность группового выполнения практических заданий на компьютере? Такую методику Вы предлагаете в методических указаниях по теме "Системы счисления". Мне это кажется сомнительным. Я считаю, что каждый должен сам работать своей головой. Конечно, задания надо давать посильные. Как Вы формируете группы? Все дети в группе равносильные? Вряд ли! Наверняка возникает ситуация: "один с сошкой, семеро с ложкой". Групповая работа обычно рекомендуется для выполнения проектов, где нет ограничения по времени, где каждый может выполнять свою часть проекта. А за 15-20 минут, да пусть даже за 45, при решении одной задачи (составление программы) работать будет один, а остальные смотреть (или спать  ). Мне кажется, единственным разумным объяснением является нехватка компьютеров. Вот и приходится сажать группами за одну машину. Коллеги (я обращаюсь ко всем учителям, которых волнует эта проблема)! А как Вы поступаете?
 
Здравствуйте, Игорь Геннадьевич, уважаемые коллеги!
Хочу высказать свое мнение по поводу решению задач в группах. К такой методике обращаюсь в разных ситуациях. Например, когда требуется «мозговой штурм» для решения задач с нетривиальным (на конкретном этапе и для конкретных учеников)алгоритмом. В данном случае, как мне кажется, очень уместна поговорка «одна голова хорошо, а две (или даже три) лучше. К групповой форме прибегаю на уроках закрепления материала, когда требуется решить несколько задач. Сразу оговорюсь, что на уроке информатики сидит не  весь класс, а его половина (у нас это 11-12 человек). Поэтому деление происходит на группы по два человека или по три, в зависимости от содержания и уровня выполняемой работы.  Состав групп тоже зависит от содержания заданий. Возможны разные варианты, вот, например, два:
1)1 ученик – более подготовленный, чем два другие. Тогда задания выдаются равносильные для каждой группы. Участники группы совещаются, разбираются с постановкой задачи. Непременным условием является разработка алгоритма. Учитель выступает в роли консультанта, помогает, если возникает необходимость. Затем каждый  набирает программу на своем компьютере, отлаживает.  В конце занятия представитель группы (заранее оговаривается, что это не самый «сильный» ученик) рассказывает алгоритм решения, демонстрирует работу программы. (Если не успели на уроке, с этого можно начать следующий урок).
Если у другой группы было задание такое же, участники групп сравнивают алгоритмы решения, оценивают правильность. В случае, если группа 2 составила другой алгоритм, представитель этой группы также его демонстрирует. Такие уроки проходят живо и интересно. Часто этот метод срабатывает более эффективно, чем решение «в одиночку», когда не все ученики в классе справляются с заданием, или фронтальное решение с доской, где,  действительно, один решает, а остальные смотрят.
2) Если на уроке, а это, обычно, закрепление материала, требуется решить несколько задач, то можно сформировать разные по уровню группы. Тогда группы, более подготовленные по сравнению с другими, получают задания посложнее. Обязательно каждая группа представляет своё решение. Сейчас для организации такой работы есть все условия: и локальная сеть, и проектор. У нас широко используется  интерактивная доска, ученики сразу могут делать пометки в представляемых решениях.
Организация работы учащихся в группах – довольно сложная и трудоёмкая технология, от учителя требует и подготовительной работы, и внимания на уроке к каждому, и грамотного распределения времени.  В процессе такой деятельности у учеников развиваются навыки командной формы работы, ответственности за общее дело. Кроме того, когда человек объясняет решение другому, он сам начинает лучше разбираться в теме, выявляет свои ошибки. Таким образом, развиваются навыки обучения и самообучения, коммуникативные способности.
Когда же требуется проконтролировать уровень усвоения материала,  ученики выполняют практическую работу самостоятельно. Тогда задания выдаются индивидуальные, разноуровневые, желательно, с как можно большим числом вариантов.
 
Спасибо, Ирина Николаевна!
Вы поделились очень полезным опытом! Особенно эффективно такая методика сработает в старших классах, если к методу коллективной работы детей начали приучать еще с основной школы.
 
Для нас групповой метод актуален еще и потому, что в лицей в 10-ый класс  ребята приходят с очень разным уровнем подготовки по информатике. Работая в группах, многие десятиклассники «подтягиваются», общаясь именно со сверстниками. Ведь  спросить учителя некоторые стесняются, особенно в первое время. Кроме того, групповая форма работы способствует формированию нового коллектива, а это для нас также одна из важнейших задач, особенно в 10-х классах. В 11-х, конечно, в группах тоже работаем, и в большей степени, над проектами, например, по  теме «Моделирование».
Страницы: 1
Top.Mail.Ru хостинг от .masterhost телефония от voiper.ru
Как купить :: Контакты :: Карта сайта :: Наши партнёры
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2005-2024 г. © Все права защищены.
127473, г. Москва, улица Краснопролетарская, д. 16, стр. 1 Тел.: (495) 181-53-44