Семинар 4. Профильный курс
Лаборатория знаний
Вконтакте YouTube
+7 (495) 789-30-40
Каталог
Поиск книг
Электронные приложения
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Стихи о нас

Богатство
Идей,
Новизна,
Оптимизм и
Мудрость
Рождению гениев пусть помогает трудность.

Трудности эти уже превратились в смыслы.
Борьба,
Интерес,
Наука,
Ответственность,
Мысли…

Тивикова С.К., зав. каф. начального образования НИРО

Партнёры



Городской проект "Школа Новых Технологий"

Образовательный холдинг Развивающе Обучение

Издательство «Ассоциация 21 век»














Семинар 4. Профильный курс

Страницы: 1
RSS
Семинар 4. Профильный курс, Кодирование информации
 
В изучении темы кодирования ученики должны воспринять следующие понятия:

- различие между непрерывным (аналоговым) и дискретным способами передачи информации
- универсальность двоичного способа представления информации по отношению к ее различным видам: числам, текстам, изображению, звуку.
- универсальный характер формулы 2^b=K , где b – битовая глубина двоичного кода одного элемента кодируемой информации (символа в текстах, пикселя в графике, амплитуды звука в одном измерении), а К – число различных значений этого элемента.

Изучение этой темы можно начать с интригующей задачи следующего содержания:  в 2-байтовой ячейке памяти находится следующий код:  10110111 00111101.  Что здесь закодировано?  И далее через весь раздел проводится следующее положение.

Для кодирования разных видов информации в компьютере используется один и тот же алфавит, состоящий из 2-х символов: 0 и 1. Однако, для каждого вида информации (числа, текст, изображение, звук) существуют свои правила кодирования. Поэтому, чтобы ответить на поставленный выше вопрос, надо знать: во-первых, какой вид информации здесь закодирован, во-вторых, некоторые подробности использованного способа кодирования для данного вида информации. Например, если сказано, что это код текста, то далее нужно уточнять, какой стандарт кодирования использован? Если это 8-битовая кодировка, то это два символа, если 16-битовая – то это 1 символ. Следующий вопрос: какая именно кодовая таблица использована? И только узнав это, можно ответить на вопрос, что здесь закодировано. Аналогично с изображением и звуком: лишь получив достаточные сведения об использованном способе кодирования можно ответить на поставленный вопрос. После изучения параграфа 2.4.1 можно будет расшифровать этот код как целое число со знаком.
Очень важной проблемой для информационных технологий является проблема сжатия размера кода при сохранении его информационного содержания. В параграфе 1.4.5 в минимальном объеме даются основные представления о подходах к решению этой проблемы. Как воспринят Вашими учениками этот материал? Справились ли они с предложенными задачами? Какого типа задачи Вы предлагали ученикам дополнительно на эту тему?

В рамках данного семинара хотелось бы обсудить методические проблемы преподавания темы кодирования, Ваши находки как теоретические, так и практические.
 
Спасибо Игорю Геннадьевичу за интересную идею  начала занятий по теме «Кодирование». В следующий раз обязательно воспользуюсь!
Я же эту тему начала с вопроса: «Почему в последние годы мы используем термин «цифровое телевидение»,  «цифровая связь», «цифровой звук»? Оказывается, наши ученики, особенно мальчики, разбираются в тонкостях, связанных с техническим прогрессом в области средств передачи и представления информации.
От обсуждения цифровых современных технологий перешли к истории передачи информации, вспомнили, что многие столетия люди могли слышать звуки только на расстоянии слышимости от источника звука, видеть объект, находящийся в поле зрения человека.
Наиболее приемлемой формой данного урока, как мне кажется, является дискуссия, обсуждение вопросов, высказываемых учителем, провоцирующих актуализацию знаний и поиск ответов учащимися. Так, например, на вопрос «Как человек воспринимает информацию?» учащиеся без проблем отвечают: «С помощью своих органов чувств», иллюстрируют ответы примерами. Но к пониманию природы получения информации – через сигналы, которые переносят информацию, - пришли не сразу, пришлось приводить примеры, вспомнить биологию, анатомию человека.
Вопрос о природе звуковых и световых сигналов почти не вызвал затруднений – ученики помнят из курса физики, что звук, свет – это электромагнитные волны, человек же воспринимает волны в некотором диапазоне.
Поспорили, когда стали приводить примеры непрерывных и дискретных сигналов. Например, лай собаки – дискретный или непрерывный сигнал? А речь человека? Большинство были – за непрерывный сигнал, так как речь переносится с помощью звуковой волны, но некоторые ученики приводили аргументы - речь состоит из звуков, т.е. элементарных частиц, значит, она дискретна. Вопрос к коллегам: кто прав?

Тема «Информация и сигналы», как мне кажется, удачно демонстрирует интеграцию информатики и физики, так как использует сведения из волновой теории, факты  из истории развития электротехнических устройств, факты из биографии ученых – физиков. Я заранее дала задание группе учеников подготовить сообщения – презентации о развитии средств передачи информации и ученых, внёсших значительный вклад в развитие средств связи. Ребята показали фотографии старых телефонных и телеграфных аппаратов, радио, объяснили принципы передачи информации .
Считаю, что историческая линия, сопровождающая учебный материал – очень удачный методический приём, используемый  авторами учебника, она способствует интеллектуальному развитию  учеников, пониманию взаимосвязи  истории развития общества, науки, технического прогресса. Я хочу рассказать о случае, когда сведения, полученные учениками на уроках информатики, сыграли большую роль при сдаче ЕГЭ по английскому языку! Ученикам надо было рассказать о научных достижениях 20 века, и выпускники, хорошо помнившие исторические факты развития науки информатики, кибернетики, математики, прекрасно справились с этой задачей, сдали экзамен лучше, чем выпускники профильных гуманитарных классов.
 
Доброе время суток, уважаемые коллеги.
Тема "Кодирование информации" ярко иллюстрирует, как в нашем предмете раскручивается диалектическая спираль данного понятия.
О кодировании информации мы говорим с нашими учениками, начиная с начальной школы. Надо сказать, что наши ученики с удовольствием выполняют упражнения в рамках этой темы: кодируют/декодируют тексты, переводя их в числовые последовательности или в последовательности изображений(например, пиктограмм) и т.д.  
Сложность темы заключается в интегративных связях информатики, физики, биологии, лингвистики, криптографии. Может быть еще чего-нибудь?
Стандарты нового поколения потребуют от нас и наших учеников готовности к таким занятиям, где будут активно применяться знания из разных предметных областей.
Историзм темы ученики представляли по приготовленным заранее презентациям. Цитата из одного сообщения: "Вот это телеграфная машина Бодо. Похожа на пианино, лично я не представляю, как она работала." Забавно, но оказалось необходимым развести во времени открытия, обратить внимание на их историческую логичность: научность открытий приводит к изобретению, использование изобретения уточняет потребности человека, "дает" задание науке и т.д.
Пришлось растолковывать учащимся физическую суть сигналов, переносящих информацию. Это все рабочие моменты.
Я хочу обратить внимание на практические работы в рамках этой темы: исследование кодовой страницы и построение моделей звуковых колебаний и АЦП.
Программа, распечатывающая значения символов и их кодов, получилась на компьютере, а не в книжке!
При моделировании учащиеся прошли путь сначала, с постановки задачи, с ее формализации.
Трудность состоит в том, что с гармоническими колебаниями учащиеся столкнутся на физике позже. Поэтому понятия "частота колебаний", "фаза", "амплитуда" пришлось пояснять.
Посчитала это необходимым, так как иначе мы получили бы не модель реального физического объекта, а просто график, построенный средствами Excel.
Моделирование АЦП позволило ученикам лучше понять процесс дискретизации звукового сигнала. Кстати, ученики вошли во вкус. Им понравилось экспериментировать на виртуальных объектах. Тут же сообразили, что исследовать функции на математике (материал повторения этого года) можно было бы и в ЭТ.
Наталия Геннадьевна Иванова
Страницы: 1
Top.Mail.Ru хостинг от .masterhost телефония от voiper.ru
Как купить :: Контакты :: Карта сайта :: Наши партнёры
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2005-2024 г. © Все права защищены.
127473, г. Москва, улица Краснопролетарская, д. 16, стр. 1 Тел.: (495) 181-53-44